В судах Актау, рассматривающих уголовные дела об организаторах беспорядков в Жанаозене, страсти кипят не только среди участников процесса, но и вокруг адвокатов. Бывший юрист «Озенмунайгаза» Досболов, который уведомлял нефтяников об их увольнении, оказался госзащитником подсудимого Калиева (тот сначала дал показания против нефтяников «по сценарию процесса», а затем от них отказался). Адвокат Санызбайулы с которымв прошлую пятницу затеял драку конвоир, оказался… виноватым в конфликте.
Автор: Алла ЗЛОБИНА, Шарипа ИСКАКОВА
Государтвенный защитник Танатара Калиева Алкен Досболов, будучи прежде представителем компании «Озенмунайгаз», отосылал уведомление со своей подписью бывшему работнику ОМГ Кайрату Эдилову, где сообщал: нефтяник уволен законно.
- УПК, закон об адвокатской деятельности и элементарная логика требуют, чтобы этому адвокату был дан отвод. Ведь именно этот трудовой конфликт стал одной из главных причин, приведших к трагедии в Жанаозене», — заявила на одном из заседаний суда адвокат Гульнара Жуаспаева.
Ходатайство Жуаспаевой поддержали подсудимые: «Мы не понимаем, как человек, выступавший против нас, теперь защищает наши права».
Поддержали отвод адвоката Калиева и почти все адвокаты. Против выступили только адвокат Талагата Сактаганова Ардак Батиева, и прокуроры. Ну, и Досболов сдаваться тоже не хотел, хотя отстаивал свое право участвоватьо в процессе довольно своеобразно.
- Может, Жуаспаева из-за безответной любви ходатайствует о моем отводе? — вдруг заявил адвокат Досболов.
Гульнара Жуаспаева секунду молчала от неожиданности, а потом потребовала от судьи обратить внимание на оскорбительный выпад коллеги. Аралабай Нагашибаев ничего не ответил и объявил 15-минутный перерыв. Алкен Досболов спешно вышел из здания суда на улицу — позвонить.
Надо заметить, госзащитник Досболов в поле внимания своих коллег за время жанаозенского процесса попал не впервые. Прежде адвокат Жуаспаева не раз ходатайствовала перед судом об обеспечении равных условий для всех подсудимых, требуя поместить Танатара Калиева (он первым заявил о жестоких пытках, которым во время следствия подвергались подсудимые нефтяники) вместе с другими нефтяниками — в будку. Досболов выступал «против», подсудимый Калиев был согласен сесть рядом со своими товарищами, а судья вынес решение пересадить Танатара из общего зала суда к остальным подсудимым только спустя пять заседаний.
После перерыва судья объявил свое решение: ходатайство Жуаспаевой оставить без удовлетворения.
А вот конфликт, который произошел в прошедший четверг после завершения очередного заседания суда неожиданно закончился заявлением в адрес потерпевшего — адвоката Саулебая Сансызбайулы.
Напомним, адвокат подошел к будке для подсудимых — переговорить со своими подзащитными. Наклонившись к окну перегородки, он получил удар от конвоира: тот грубо оттолкнул адвоката и начал оттеснять его к выходу. Инцидент вызывал в зале ответную реакцию: подсудимые и оставшиеся в зале люди громко возмущались действиями полицейского. Приставы сразу закрыли входную дверь, не давая возможности никому покинуть зал.
История продолжилась на следующий день, в пятницу. Судья отложил заседание из-за отсутствия Саулебая Сансызбайулы: тот уехал в Центр реабилитации оралманов, где параллельно проходит шетпенский процесс. Прежде Сансызбайулы не раз выступал с ходатайством объявить перерыв в жанаозенском процессе, чтобы адвокаты имели возможность защищать своих подзащитных на другом деле. В ходатайстве ему было отказано. Это, напомним, стало причиной того, что шетпенский процесс начался со скандального отказа подсудимых участвовать в заседании, пока туда не явятся их адвокаты. Требование подсудимых оставили без внимания, предоставив им госзащитников.
Страсти накалялись: в обед адвокат был задержан. Конвоир написал заявление: оказывается, это Сансызбайулы ударил его и спровоцировал драку на процессе. Четверо полицейских вывели адвоката из зала суда, где проходит шетпенский процесс.
Тем временем во второй половине дня слушание дела нефтяников продолжилось. Судья Нагашибаев, открыв заседание, весело спросил: «Сансызбайулы не появился?».
- Конвоир написал заявление о применении силы со стороны адвоката, — ответили его коллеги. — Сейчас Сансызбайулы находится в УВД и дает показания.
- Но мы видели, что конвоир оттолкнул адвоката, а не адвокат его! — выкрикнули подсудимые нефтяники.
Аралбай Нагашибаев на замечания внимания не обратил и заявил: «Он не в УВД, он на суде по Шетпе. Я только что с ним разговаривал по телефону…». После чего объявил перерыв до понедельника.
После недельной гонки объявление о перерыве все восприняли с облегчением: судебный процесс по «делу нефтяников» длится с 27 марта, проходит ежедневно с 10 часов утра до 6—7 часов вечера. Но в кулуарах родственники подсудимых не преминули заметить: еще в начале процесса адвокат Сансызбайулы открыто заявил журналистам: сидящие на скамье подсудимых 37 нефтяников не виновны.
- Заявление конвоира, видимо, появилось не случайно, — предположили, расходясь, люди.
В понедельник адвокат Сансызбайулы все-таки принял участие в Жанаозенском процессе.
Continue reading here:
Скандал в суде Актау затронул и адвокатов