“Фактически никто уже не плачет по правящему режиму”. Политолог Аркадий Дубнов – о том, что общего у нынешнего Афганистана и позднего СССР
Президент Афганистана Ашраф Гани уехал из страны, сообщает местный телеканал TOLO News. По информации СМИ, он согласился уйти в отставку во время переговоров с “Талибаном”, представители которого вошли в президентский дворец.
15 августа боевики “Талибана” вошли в столицу Афганистана Кабул. По сообщению МВД страны, талибы подступали к городу со всех сторон.
В 13 часов по местному времени “Талибан” объявил, что они полностью контролирует всю территорию Афганистана, а бои в Кабуле закончились.
Ранее в воскресенье талибы без боя взяли ключевой восточный город Афганистана Джелалабад.
ООН призвала соседей Афганистана открыть свои границы для мирных афганцев, спасающихся от наступления талибов.
“Запад еще раз обнаружил свою неспособность цивилизовать общество, которое находится как бы в другом историческом измерении”
В пятницу, за два дня до того, как талибы вошли в Кабул, Настоящее Время поговорило с политологом, экспертом по Центральной Азии Аркадием Дубновым. Тогда мы спросили, возьмет ли “Талибан” контроль над столицей и если да, то как скоро.
– Я думаю, что вопрос не в том, возьмет он или нет, это вопрос риторический, – считает эксперт. – К чему вся эта боевая активность и распространение власти “Талибана” над провинциальными центрами по периметру страны? “Талибан” идет к получению власти над всей страной, а это означает, что нужно взять власть в столице, то есть непосредственно Кабул дает возможность зафиксировать победу “Талибана”. Но как скоро это произойдет? Я не могу сказать, никто не даст таких точных оценок, а потом, Ирина, мне кажется, это не так важно.
– А что важно?
– Важно не то, что он возьмет через два дня, через пять дней, через семь дней, а то, что мы сегодня обнаруживаем, я бы сказал, такую драматическую деталь, что сегодня “Талибан” – это и есть Афганистан, понимаете?
– Вы имеете в виду поддержку его местным населением?
– Да, я говорю о том, что, видите ли, все провинциальные центры, все полевые командиры, фактически все губернаторы падают ниц перед “Талибаном”, отдают ему власть, оружие, влияние, контроль, и фактически никто уже особенно не плачет по правящему режиму в Кабуле, президенту Ашрафу Гани.
– Кроме беженцев, как я понимаю, которые бегут из страны.
– Кроме беженцев, но о том и речь, что сегодня государство не сумело обеспечить безопасность значительному количеству граждан Афганистана (жителей, к сожалению, гражданского общества нет в Афганистане, как и в этой части света в основном, поэтому надо говорить: жителей Афганистана).
Массовой катастрофы к северу от Афганистана из-за приема беженцев не будет, не потому что они не готовы идти, а потому что их просто не пустят
Мне это напоминает события 30-летней давности: Советский Союз пал, и никто особенно не вступил на его защиту после декабря 1991 года, когда было подписано соглашение о прекращении деятельности СССР. Так и здесь: никто особенно не встает на защиту Кабула, хотя отдельные руководители еще говорят о том, что они продолжают сопротивление. Смотрите, что произошло в Герате: один из лидеров бывшего “Северного альянса”, знаменитый “Лев Герата” Исмаил-Хан сегодня сдал позиции. Говорят, что его подвели охранники. Это не важно, главное, что это так называемый, извините за пошлый сленг, договорняк: все отдаются “Талибану”, потому что понимают, что он сегодня олицетворяет приемлемый для значительного количества афганцев стиль жизни, это архаика, это возвращение к тому, что было раньше, хотя, естественно, с элементами современных достижений цивилизации афганской, которые, конечно, преимущественно западные. Но я не уверен, насколько удержит этот режим эти завоевания, о которых все говорят: права женщин, учеба девочек и так далее.
К сожалению, мы стоим перед тем фактом, что Запад еще раз обнаружил свою неспособность цивилизовать общество, которое находится как бы в другом историческом измерении.
– А можно предположить, что условный Запад вмешается в этот процесс?
– А что значит вмешается? Он 20 лет назад вмешался. Вот в чем дело-то. И Советский Союз тоже пытался навязать социализм. И что мы увидели? Именно тогда возник джихадизм как явление, “Пешаварская семерка”, сопротивление советской военной интервенции возникло именно в ответ на советскую военную интервенцию. Так и здесь.
– А если “Талибан” возьмет контроль над всей страной, стоит ли опасаться соседним Таджикистану, Узбекистану, Туркменистану?
– Об этом мы говорили уже не раз. Талибы не самоубийцы, они себе стрелять в ногу не будут, они понимают, что им дадут возможность править Афганистаном, наводить свои шариатские порядки так, как им это кажется естественным только в случае, если они не будут угрожать безопасности окружающих Афганистан стран. Ни одного случая экстремизма, терроризма с участием талибов за пределами Афганистана не было за 27 лет существования “Талибана” – ни одного.
– Будут ли возникать конфликты в странах, куда бегут беженцы? Какая там ситуация складывается?
– Пока речь идет не о беженцах, а о перемещенных лицах. Это внутри Афганистана идет перемещение, они все бегут в Кабул. Другие страны, я имею в виду Иран и Пакистан, уже много лет живут в условиях проживания там миллионов афганских беженцев. Конечно, этот фактор будет иметь значение. Что касается беженцев, которые могут перейти границу Афганистана со странами Центральной Азии, то вряд ли это приобретет массовый характер. Мы уже видим, что Узбекистан откажется их принимать, Таджикистан обещал принять чуть ли не до сотни тысяч, но это вообще какое-то странное политическое решение, и, по-моему, в Душанбе уже от этого отказались. Так что массовой катастрофы к северу от Афганистана из-за приема беженцев не будет, не потому, что они не готовы идти, а потому, что их просто не пустят.
Источник: https://www.currenttime.tv/