Жесткой критике подвергли представители координационного совета бизнес-ассоциаций Восточного Казахстана кадровую политику акима ВКО Бердибека Сапарбаева. По их мнению, глава области откровенно попирает законодательство, назначив на должность начальника управления природных ресурсов и регулирования природопользования Восточного Казахстана человека, далекого от лесной отрасли.
Автор: Ольга НИКОЛАЕВА
Свои негодования предприниматели выразили в очередном письме на имя премьер-министра Серика Ахметова. Очередном, потому что на предыдущие послания, отправленные еще в августе главе казахстанского кабмина (тогда премьером был Карим Масимов), руководству Генеральной прокуратуры и Агентства по делам госслужбы, реакции не было. Хотя два месяца — это крайний срок, согласно законодательству, в течение которого чиновники должны были прислать ответы.
Правда, 26 сентября общественникам пришла короткая отписка из аппарата акима ВКО — органа, на который, по сути, они и жаловались! Без всяких ссылок на законы глава аппарата акима ВКО Ержан Жилкибаев сообщал, что «при назначении данной кандидатуры (Кадырбека Сапаргалиева) на указанную должность соблюдены все требования, предъявляемые к процедуре занятия вакантной административной должности госслужащим в порядке перевода».
Конкретные вопросы — туманные ответы
К сожалению, пока без ответа остался официальный запрос «Республики» от 14 сентября на имя руководителя Агентства по делам госслужбы Алихана Байменова. И это несмотря на то, что закон предусматривает максимальный срок в один месяц для ответа госоргана на запрос редакции СМИ.
Наши коллеги из других изданий на запрос в агентство о правомерности назначения Кадырбека Сапаргалиева получили ответ из восточноказахстанского управления агентства по делам госслужбы. Анекдот в том, что восточноказахстанское управление — это та самая структура, на которую, собственно, и жалуются предприниматели.
Начальник управления Токтамыс Жумагулов сообщил, что г‑н Сапаргалиев имеет два высших образования — инженера по организации перевозок и управления на железнодорожном транспорте и бакалавра экономики. Также, по информации г‑на Жумагулова, у Кадырбека Сапаргалиева есть стаж работы (4 года) на горнопромышленном предприятии, 6 лет — в коммунальном государственном предприятии «Даулет» аппарата акима ВКО и в областном управлении делами акима.
С учетом этого, по словам чиновника, и был согласован перевод Кадырбека Сапаргалиева с должности руководителя управления делами акима ВКО в кресло начальника областного управления природных ресурсов и природопользования.
Но при этом г‑н Жумагулов добавил, что перевод был сделан с «отметкой о том, что назначение (Кадырбека Сапаргалиева) может быть произведено в случае соблюдений требований законодательства о государственной службе». Из этих слов понятно, что управление оставило для себя лазейку: мол, мы сделали приписку, что законы должны исполняться, теперь пусть отвечает тот, кто назначил Сапаргалиева начальником природоохранного ведомства.
Аким выше закона
Такой ответ вызвал недоумение общественников. Они уверены, что аким ВКО, по чьему личному распоряжению был назначен Кадырбек Сапаргалиев, нарушил статью 12, пункт 2, закона «О государственной службе», по которой назначение на эту должность без конкурса возможно только в случае соответствия предъявляемым к ней квалификационным требованиям. Эти требования в 2009 году утвердило республиканское Агентство по делам госслужбы.
«Должность начальника управления отнесена к категории Д‑0—1. Требуется не менее трех лет стажа на руководящих или иных должностях в госорганах, а у Сапаргалиева — всего 6 месяцев или 4 года стажа госслужбы, — пишут подписанты в письме к премьеру. — Образование должно соответствовать высшему профессиональному, чего у этого назначенца нет».
По словам предпринимателей, должность руководителя управления делами акима ВКО, которую раньше занимал г‑н Сапаргалиев, — это выполнение снабженческих функций. Начальник же управления природных ресурсов и регулирования природопользования руководит работой 13 госучрежденй лесного хозяйства области и несет ответственность за охрану природных богатств области.
«Есть все основания полагать, что данное назначение для лица, принявшего такое кадровое решение (то есть для акима ВКО), может подпасть под действие подпункта 3 пункта 1 статьи 12 закона РК «О борьбе с коррупцией» («предоставление непредусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) при поступлении и продвижении по государственной и приравненной к ней службе»), — считают подписанты. — Неужели, будучи на вершине власти, г‑н Сапарбаев уверовал, что получение должности акима области ставит его выше закона?»
Чьим интересам служат?
Примечательно, что на совещании в Усть-Каменогорске 13 октября по состоянию лесной отрасли ВКО, где собрались руководители Комитета лесного и охотничьего хозяйства, лесопромышленники, представители бизнес-ассоциаций, областных госорганов, аким ВКО Бердибек Сапарбаев публично, как провинившегося школьника, отчитал Кадырбека Сапаргалиева за плохой доклад.
Последний и в самом деле неубедительно и сбивчиво зачитал текст о положении дел во вверенном ему лесном секторе, путался в «лесной» терминологии, затруднялся ответить на ряд ключевых вопросов. Однако, пожурив своего выдвиженца, аким заметил, что на первый раз его… прощает.
Что будет во второй раз, аким уточнять не стал, но подписанты письма к премьеру не верят в жесткие меры. Более того, они уверены: неправомерное назначение на должность человека, не имеющего профессиональной подготовки, с «неубедительным послужным списком должностей в разных организациях», повлечет за собой негативные последствия для лесной отрасли.
Предприниматели прямо просят главу правительства решить наконец вопрос о правомочности занимаемой должности Кадырбека Сапаргалиева, а также спросить у руководства Генеральной прокуратуры и Агентства по делам госслужбы, чьи законы и интересы они охраняют?
Источник: Газета «Голос Республики» №41 (263) от 2 ноября 2012 года
Read the original:
Сапарбаев решил, что в регионе он царь и бог?