Решение по апелляционным жалобам осужденных нефтяников будет оглашено в следующий понедельник, 6 июля. Сегодня заседание длилось меньше часа. Судья выслушал гособвинителя и — в репликах — адвокатов.
Автор: Алла ЗЛОБИНА
Прокурор просил оставить приговор без изменения, а адвокаты применить к их подзащитным 63 статью УПК и назначить условный срок наказания.
- Основания для изменения или отмены решения суда первой инстанции нет. Вина доказана совокупностью всех фактов, собранных в материалах уголовного дела. Приговор прошу оставить без изменения, — выступая первым, заявил суду государственный обвинитель, при этом добавив: потерпевшие, которые понесли ущерб в результате массовых беспорядков, могут взыскать ущерб в гражданском порядке.
Адвокаты поменяли тактику
Неожиданной на этом заседании была тактика большинства адвокатов. Они не стали заявлять о невиновности своих подзащитных (видимо, по принципу, из двух зол — меньшее). Напротив, заявили: что вину свою осужденные нефтяники признают и просили применить в отношении их условные сроки наказания — в соответствии со ст. 63 УПК РК.
- Мы говорим, что закон должен быть гуманным, — встал первым к микрофону адвокат Арман Жаменов. — Мои подзащитные Кайрат Эдилов и Максат Досмагамбетов явились с явкой с повинной. Это, правда, не было оформлено. Они раскаиваются, признают свою вину. Прошу учесть, что у них есть семья, дети. Если приговор останется без изменения, мы лишим их права на гуманность.
Следующей на заявление прокурора возразила адвокат Батиева. Она также попросила суд назначить для ее подзащитных наказание, не связанное с лишением свободы.
-Мы не говорим, что вина не доказана, мы говорим, что нужно применить 63 статью УПК и дать им условные сроки, — поддержал адвокат Бисекешев.
- С выводами прокурора не согласен, — заявил следом адвокат Тлеукулов. — Вина подсудимых не доказана, а 63 статью УПК можно применить и так. Тут главное то, что прокурор не дал оценку апелляционным жалобам (речь прокурора, действительно была очень краткой и длилась от силы минут пять — авт.).
Адвокат Гульнара Жуасбаева попросила суд применить 63 статью УПК только в отношении одного из своих подзащитный — Кайрата Эдилова. В своей апелляционной жалобе защитник попросила оправдать двоих нефтяников Максата Досмагамбетова и Сисена Аспентаева, доказательств вины которых на суде, убеждена адвокат, так и не было представлено.
В отношении Розы Тулетаевой Жуасбаева просила переквалифицировать обвинение по статье 241 часть 1 «Организация массовых беспорядков» на часть 3.
- Часть 3 статьи 164 УК предполагает меньший срок заключения и в этом случае в отношении Розы Тулетаевой можно применить амнистию или назначить условный срок наказания, — объяснила защитник.
«Как его заразили? И чем?!»
Еще раз обратился к суду адвокат Сансызбай-улы, напомнив, что его подзащитный был заражен в СИЗО. Защитник до сих пор не может получить медицинскую справку о том, какую именно болезнь обнаружили у его подзащитного.
- Сейчас его содержат отдельно. Ему нужны специальные условия в связи с болезнью, поэтому прошу применить статью 63 УПК, — попросил суд Саулебай Сансызбай-улы. — У другого моего подзащитного Бауржана Непесова, пока он находился в заключении, умерли родители, в семье остались дети. Они будут на его попечении, но заботиться о них он сможет, только получив условный срок наказания.
Уже после завершения заседания суда адвокат прокомментировал нам ситуацию с заражением пока неизвестной болезнью своего подзащитного.
- Я не могу получить от врачей заключение, — сказал адвокат Саулебай Сансызбай-улы. — То сегодня, то завтра… Сегодня вот, обещали выдать справку после обеда. Мое ходатайство по этому поводу судья вчера отклонил. Буду писать в прокуратуру и требовать, чтобы мне ответили на все вопросы, связанные с заражением моего подзащитного. Он сидит в СИЗО восемь месяцев. Как они могут там чем-то заразиться?! Два месяца, говорят, он уже болеет. И я не могу встретиться с ним…
«Тайм-аут взяли не просто так»
Выслушав всех — как мы уже говорили, на все ушло меньше часа, судья удалился на совещание, и уже через несколько минут секретарь суда объявила дату оглашения решения — 6 июля.
Тайм-аут суд взял не случайно, считает юрист, член международного комитета «Жанаозен 2011» Ерлан Калиев. Он полагает: судя по тому, что часть адвокатов дружно запросили применить в отношении своих подзащитных 63 статьи УПК и заявили, что нефтяники признают свою вину, а также учитывая, что к этому процессу опять приковано внимание широкой общественности, можно предположить — кого-то из осужденных нефтяников все-таки выпустят.
- Скорее всего, тех, кто получил наименьшие сроки, — сказал в комментариях «Республике» Ерлан Калиев. — Но у нас любые подобные процессы — резонансные, они ведь не поддаются никакой логике. Вспомните, как предъявляли обвинение Атабаеву и Мамаю. С шумом арестовывали, этапировали, а потом чуть ли не тайком освобождали. Если бы была уверенность в том, что они правы на все сто и закон главенствует в их решении, то оно было бы объявлено сразу. Значит, будет анализ, значит, сомневаются все-таки и будут решать судьбы этих людей.
Что касается заражения нефтяника в СИЗО, то это, безусловно, чрезвычайное происшествие, считает Ерлан Калиев.
- Он находился в это время в изоляторе и ответственность за его здоровье несет государство. Странно, что до сих пор неизвестно, что же произошло на самом деле. Это вызывает много вопросов, а главный из них: один ли он был заражен (нефтяники, получившие условные сроки, рассказали, что анализы на кровь они сдавали, но многие от этой процедуры отказывались — авт.), и где гарантия, что другие здоровы?
… Сразу после завершения заседания апелляционного суда в зале начался другой процесс — по уголовному делу заместителя бывшего акима области Айткулова, который тоже обвиняется в коррупционных преступлениях. Заседание проходит почему-то в закрытом режиме. «Потому что сейчас пройдут предварительные слушания, — объяснили нам работники суда. — Потом процесс будет открытым».
More here:
Решение по делу нефтяников перенесли на понедельник