Мальтийский суд ведет расследование в отношении Рахата Алиева. Его подозревают в отмывании денег, в том числе через Германию. Как выяснила DW, прокуратура Крефельда осуществляет свои следственные действия.
Прокуратура города Крефельд (Krefeld) ведет предварительное расследование в отношении казахстанского олигарха Рахата Алиева. Эту информацию подтвердила DW пресс-служба местной прокуратуры. Ее представитель уточнил, что расследование ведется и в отношении нынешнего тестя Алиева, Муратхана Шоразова.
Напомним, что первым тестем Алиева был президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, и в период брака с дочерью главы государства Алиев занимал ряд высоких государственных должностей, включая заместителя главы КНБ и посла республики при ОБСЕ в Вене. Однако в 2007 году в отношении Алиева были выдвинуты обвинения в тяжких уголовных преступлениях (включая убийство и попытку совершения государственного переворота), он бежал из страны в Австрию, его брак был расторгнут, а казахстанские суды заочно приговорили его к 20, а затем еще к 20 годам тюремного заключения.
Решение мальтийского судьи
Сам Алиев с 2007 года находится в Европе и утверждает, что обвинения Астаны политически мотивированы. Австрия отказала Казахстану в экстрадиции олигарха, а по ряду исков, которые в Европе предъявляли лица, считающие себя потерпевшими от деяний Алиева, заметных движений не произошло. Было лишь известно, что последний в 2010 году покинул Австрию и переехал на Мальту, а также то, что власти островного государства не торопились признать свою юрисдикцию по тем или иным искам, связанным с ним.
Ситуация изменилась 6 июня 2013 года, когда мальтийский судья Майкл Маллиа возбудил против олигарха уголовное дело. Он признал обоснованными обвинения, выдвинутые против него генеральной прокуратурой Мальты на основании заявления берлинской адвокатской конторы Dankert Spiller Richter Barlein (DRSB). Последняя действует по мандату министерства юстиции Казахстана. Речь идет об отмывании на Мальте денег. Судья превентивно на время проведения расследования наложил арест на имущество Рахата Алиева, его нынешней жены Эльнары Шоразовой, их трехлетней дочери, а также двух деловых партнеров олигарха. Полиция получила доступ к их счетам, средствам и собственности. А они сами находятся под подпиской о невыезде. Об этом известила местная газета MaltaToday.
100 миллионов евро
Адвокаты DRSB в своем заявлении утверждают, что в результате различных операций Рахатом Алиевым и его партнерами на Мальту были переведены около 100 миллионов евро, полученных им незаконным путем (включая вымогательство у крупных бизнесменов) во время пребывания на посту заместителя председателя КНБ. Сами операции DRSB классифицирует как отмывание денег. Берлинские адвокаты подробно описали схемы, по которым якобы отмывались и переводились на остров средства. Аргументы DRSB убедили сначала прокуратуру Мальты, а затем, после ее представления, судью Маллию.
В этих схемах немалую роль играет металлообрабатывающая фабрика MBR в Крефельде, единственным акционером которой во второй половине 2000‑х был вышеупомянутый Муратхан Шоразов. В заявлении, направленном DRSB на Мальту, указано, что органы юстиции Крефельда ведут свое расследование махинаций, которые предположительно осуществлялись с использованием MBR.
В 2012 году немецкие СМИ уже указывали: следователи в Крефельде подозревают, что через MBR были отмыты и “уплыли” за рубеж из ФРГ около 9,5 миллиона евро. Теперь подтвердилось, что предварительное расследование, начатое в связи с этими подозрениями, ведется в отношении Алиева.
Крефельд и Мальта
По словам представителя прокуратуры, речь идет о сложном деле, в котором одни цепочки следственных действий инициируют другие и выводят следователей на новые направления. “Расследование охватывает много стран, и трудно оценить, когда и с каким результатом прокуратура завершит предварительное расследование. Может случиться так, что решение последует очень скоро, но, если обнаружатся новые направления, оно продлится еще несколько месяцев”, — сказали в пресс-службе прокуратуры.
Прокуратура Крефельда оставила без ответа вопрос DW о том, как повлияет решение суда на Мальте о начале расследования по сходному делу на действия немецких следователей, но подтвердила, что одним из истцов в “крефельдском” деле выступает как раз берлинская контора DRSB. С мальтийскими коллегами следователи из Германии пока не сотрудничают. В свою очередь, DRSB ответила DW, что она удовлетворена действиями мальтийских органов юстиции. “Мы надеемся, что другие европейские страны последуют этому примеру”, — сказал представитель DRSB.
Презумпция невиновности
DW хотела предоставить возможность высказаться по поводу судебного решения на Мальте стороне Рахата Алиева. В венском бюро Roxin, руководит которым адвокат Отто Дитрих, ранее представлявший интересы Алиева по ряду вопросов, не опровергли и не подтвердили того факта, что там и сейчас выполняют эту функцию. На просьбу связать DW с мальтийскими адвокатами казахстанского олигарха там не откликнулись. Юристы DRSB сообщили, что им неизвестно, кто сейчас на Мальте защищает их оппонента, поскольку он в последнее время часто меняет адвокатов. Мальтийский юрист Пио Валлетта, ранее имевший мандат от Рахата Алиева, сказал DW, что не может огласить имена нынешних адвокатов казахстанца, поскольку должен соблюдать конфиденциальность.
Ранее журналисты предпринимали попытки связываться с Рахатом Алиевым по интернету. Однако на днях произошел казус, говорящий о ненадежности этого пути. Вслед за тем, как стало известно об аресте имущества олигарха на Мальте, ряд СМИ опубликовал заявление самого Алиева о готовности передать все арестованные активы народу Казахстана и его призыв подписать петицию в суд Мальты о снятии на этом основании ареста с имущества. Основанием для публикаций послужило сообщение, якобы размещенное Алиевым в одной из социальных сетей. А на следующий день в другой социальной сети, также от имени Алиева, было размещено опровержение указанной информации. Как бы то ни было, в отношении Рахата Алиева, естественно, действует презумпция невиновности.
Источник: www.dw.de,
Continue Reading:
Рахат Алиев интересует как мальтийских, так и немецких следователей