Лорд Эванс из Уотфорда и другие директора инвестиционной компании отрицают претензии, выдвинутые в судебных исках, которые они называют «беспочвенными».

Член парламента, отстраненный Палатой лордов за нарушение правил лоббирования, теперь сталкивается с обвинениями в получении не менее 1 миллиона долларов (760 000 фунтов стерлингов) в результате предположительно коррупционной сделки.
Лорд Эванс из Уотфорда, давний член парламента от Лейбористской партии, на прошлой неделе был признан надзорным органом Палаты лордов четырежды нарушившим правила парламента после публикации тайных репортажей в газете Guardian. Он будет отстранен от должности на пять месяцев.
Член парламента был уличен в организации, где предлагалось знакомить тайных репортеров с коллегами-парламентариями по принципу «деньги за доступ».
Теперь стало известно, что он также сталкивается с судебным иском в связи с выплатами, которые он и другие лица получили в качестве директоров британской инвестиционной компании, управлявшей активами в Казахстане.
Судебные документы свидетельствуют о том, что бывший руководитель компании обвинил Эванса и других директоров в «личном обогащении» путём присвоения миллионов долларов, якобы полученных в результате незаконных платежей. Эванс и другие директора отрицают эти обвинения, заявляя, что они являются частью «необоснованных» судебных исков.
Их обвиняют в получении платежей в рамках сделки, по которой они продали активы инвестиционной компании за малую часть их стоимости.
В судебных документах утверждается, что Дэвид Эванс получил премию в размере 1 миллиона долларов специально за одобрение сделки в качестве директора, а также годовую зарплату в размере 250 000 долларов и другие бонусы на сумму в сотни тысяч долларов.
Эванс и директора отвергли эти обвинения как беспочвенные, заявив, что бывший руководитель недоволен и действует «лицемерно», поскольку изначально поддерживал сделку, которую теперь осуждает как коррупционную.
Их иски и встречные иски оспариваются в двух судебных разбирательствах в Великобритании и США, которые до сих пор не достигли решения.
Пока судебный процесс продолжается, 82-летний пэр будет отстранён от работы в Палате лордов после вынесения решения парламентским надзорным органом. Он также лишился своего места в парламентской фракции Лейбористской партии.
Надзорный орган наложил это наказание после того, как тайные репортёры Guardian рассказали, как пэр и его сын Ричард проводили в парламенте мероприятия, предоставляя платным посетителям возможность встретиться с политиками.
Пэр был заснят на видео, предлагая познакомить тайных репортёров, выдававших себя за застройщиков и пытавшихся лоббировать интересы правительства, с другими парламентариями.

Надзорный орган пришел к выводу, что пэр использовал свое положение во второй палате, чтобы побудить коллег выступать на коммерческих мероприятиях, в которых он имел финансовую заинтересованность.
Эванс рассказал журналистам, работавшим под прикрытием, как «замечательно быть пэром-лейбористом в данный момент, потому что у нас есть товарищи, которые теперь занимают высокие должности».
Один из старейших пэров, Эванс был удостоен почетного звания в 1998 году Тони Блэром. Он поддержал Лейбористскую партию пожертвованиями в размере не менее 30 000 фунтов стерлингов. Он редко участвовал в дебатах в палате, выступая лишь дважды за последние 15 лет.
С 2022 года он является директором британской компании Jusan Technologies Ltd. Согласно судебным документам, Jusan отвечал за управление рядом коммерческих активов, а ее прибыль использовалась для финансирования американской благотворительной организации, которая, в свою очередь, поддерживала образовательные проекты в Казахстане.
В юридических документах говорится, что он и другие директора были назначены «в целях улучшения отношений и эффективных переговоров с правительством Казахстана».

Юридический спор связан со сделкой 2023 года, в рамках которой эти казахстанские активы были проданы казахскому олигарху.
Ербол Орынбаев, бывший руководитель Jusan, подал в суд США иск против Эванса и двух других директоров, обвинив их в «систематическом разграблении» американской благотворительной организации путем изъятия ее активов.
Орынбаев утверждает, что активы, которые, по его словам, оценивались в 1,6 млрд долларов, были приобретены олигархом за «мизерную долю» их стоимости – 75 млн долларов – в рамках «фиктивной» сделки.
Орынбаев также заявил, что Эванс и два других директора перевели себе «миллионы незаконных побочных платежей» в рамках «коррупционной» сделки. Он утверждал, что им выплачивались огромные зарплаты и бонусы, которые были «чрезмерными» и неоправданными.
Фотография Дэвида Эванса, выступающего на фоне черно-белого изображения членов Палаты лордов
Орынбаев, бывший заместитель премьер-министра Казахстана, утверждает, что создал американскую благотворительную организацию, чтобы оградить образовательную деятельность от «политического вмешательства и коррупции».
Сейчас он живет в США, где занимается бизнесом. В своем иске он утверждает, что понес финансовые потери после продажи активов Jusan, поскольку стоимость его акций резко упала.
Эванс и другие директора Jusan полностью отвергают иск Орынбаева. Представитель группы заявил: «Г‑н Орынбаев — недовольный акционер JTL, который расстроен тем, что не смог продать свои акции JTL с прибылью.
«Это верх лицемерия и иронии со стороны бывшего заместителя премьер-министра Казахстана, который теперь нападает на законные сделки, соглашения и компенсации, называя их «коррупционными», хотя в то время он их полностью поддерживал. Мы уверены, что победим в его многочисленных безосновательных судебных процессах».
Орынбаев заявил, что эти обвинения «вводят в заблуждение и являются ложными».
Руководители Jusan утверждали в суде, что в 2022 году правительство Казахстана начало «скоординированную кампанию», включая судебные разбирательства, по изъятию активов, принадлежащих Jusan. В результате активы оказались «замороженными и подверженными риску экспроприации, что означало их фактическую бесполезность» – реальность, которую, по их словам, Орынбаев проигнорировал.
Утверждения Орынбаева были подвергнуты сомнению британским судьей, который председательствовал на рассмотрении британского иска.
В предварительном решении от 2024 года британский судья отметил, что Орынбаев, по всей видимости, изначально предоставил «предвзятые и неполные» доказательства в поддержку своих обвинений, из-за чего его заявления стали выглядеть «гораздо менее убедительными», чем они были изначально.
Поставив под сомнение утверждение Орынбаева о том, что активы были проданы мошенническим путем, судья предположил, что имеющиеся доказательства указывают на то, что их стоимость в лучшем случае составляла 150 миллионов долларов.
Однако судья признал, что Обстоятельства продажи активов «не были до конца изучены». Он также заявил, что остаётся «реальным вопрос… о вознаграждении директоров».








