У России нет ни политических, ни экономических, ни военных ресурсов для конкуренции с ведущими западными странами мира, считает ведущий российский политолог Станислав Белковский. А вся антизападная риторика Владимира Путина – предвыборная пыль.
Автор: Станислав БЕЛКОВСКИЙ
В последние недели у наблюдателей сложилось довольно устойчивое ощущение, что Владимир Путин, не дожидаясь возвращения в президентское кресло, активно и публично рулит страной, решая, какие инициативы президента Дмитрия Медведева приемлемы, а какие — нет. Например, программу использования внешнеполитических рычагов для обеспечения модернизации страны уже предложено свернуть. А от грозных высказываний Путина в адрес США и НАТО веет даже не холодом, а суровыми сибирскими морозами. Чем грозит России игра мускулами — об этом разговор с директором Института национальной стратегии Станиславом Белковским.
- Станислав Александрович, судя по всему, правительство Путина уже начало сворачивать политику Медведева, предложив снять с контроля разработанную по его поручению программу использования внешнеполитических рычагов для обеспечения модернизации страны. К чему это может привести?
- По большому счету — ни к чему. Надо понимать, что вся программа внешнеполитическая, утвержденная Медведевым, — это формальность. Никто не руководствуется такого типа документами в повседневной политической деятельности.
- Однако в своей предвыборной статье о внешней политике Путин обрушился с гневной критикой на США и НАТО. Появились предположения, что несколько потеплевшие в последние годы отношения между Россией и США, вновь станут весьма прохладными. А Вы как считаете?
- Путин заинтересован в выстраивании позитивных отношений с Западом, и никуда он от решения этой задачи не денется. Никакого звериного оскала и ястребиного клекота не будет уже после выборов. Сейчас важно понимать, что Путин ведет предвыборную кампанию. А в предвыборной кампании он апеллирует преимущественно к консервативным слоям электората, который по старинке или по привычке не любит Запад.
- Полагаете, после 4 марта Путин будет уже улыбаться Западу?
- Да, он подобреет. И все эти формальные телодвижения и жертвы не будут иметь принципиального значения. Но есть одно «но», которое необходимо отметить, и состоит оно в том, что Путина очень напугала «арабская весна». Он отказывается в присущей ему манере признавать, что революции в арабском мире произошли в силу внутренних причин. Он считает их инспирированными извне и побаивается, что подобное может произойти в России. Именно это во многом подвигло его вернуться на президентский пост. Хотя, как мы все видим, это было большой ошибкой, которая привела к многочисленным протестам и дестабилизировала, а не стабилизировала ситуацию в стране, как он рассчитывал.
- Страх перед революцией может отразиться на внешней политике Владимира Путина, если он победит на выборах?
- Во всем, что касается событий, похожих на «арабскую весну», Путин будет дергаться и бояться Запада. Это может иметь негативное влияние на отношения России с Западом при Путине. Но в целом альтернативы стратегическому альянсу с Западом у Путина нет.
- А как на Западе расценивают путинские выпады в их адрес?
- Мне кажется, что Запад, в отличие от ситуации четырехлетней давности, более спокойно относится к любым заявлениям Путина, шагам Кремля. Поскольку он понимает: Россия не конкурент. То есть заявлять можно все что угодно, а где взять ресурсы для конкуренции? Их нет. Ни политических, ни экономических, ни военных. Можно сколько угодно кричать, что для России неприемлемо американское ПРО в Европе, но остановить этот процесс она не может.
- Как Вы думаете, куда Путин поведет Россию, чего от него вообще можно ожидать?
- Путин никуда не поведет Россию, потому что его основная идея — это стабильность. Сделать так, чтобы ничего не менялось. Но сделать так, чтобы ничего не менялось, можно только ценой больших политических уступок активной части российского общества, которое выходит на Болотную площадь и проспект Сахарова. Поэтому даже вопреки своему желанию и своим представлениям о жизни Путину будет нужно нейтрализовать политическую систему, что он уже делает руками Медведева.
- Кстати, принятие в первом чтении законопроекта «О политических партиях» в разы увеличило количество желающих создать свою партию. Но многие аналитики скептически относятся к этому документу и считают, что перспектив у «новичков» немного…
- Я считаю, что Кремль просто хочет создать хаос и бардак. Если будет много партий, избиратель в них окончательно запутается, не отличит серьезных от несерьезных, в итоге плюнет и проголосует снова за старые партии типа «Единой России» или КПРФ. Но этот расчет, на мой взгляд, не оправдается в полной мере, поскольку несколько серьезных оппозиционных организаций все-таки возникнет.
- Например?
- Полагаю, их будет как минимум три: национал-демократическая, социал-демократическая и либеральная. Кроме того, партии получат возможность выдвигать кандидатов в губернаторы. И это может привести к тому, что многие оппозиционеры станут губернаторами. Кроме того, не исключено, во всяком случае, на достаточно высоком уровне это обсуждается вполне серьезно, что в 2013 году Путин распустит Государственную думу и назначит досрочные выборы. И здесь роль партий будет уже огромной.
- Если подвести итоги деятельности Медведева, что бы Вы отметили? И какие из реформ Путин может свернуть?
- За четыре года Дмитрий Медведев не сделал почти ничего хорошего или полезного за некоторым исключением. Я имею в виду либерализацию уголовного законодательства, в результате которой несколько тысяч человек уже вышли на свободу и еще несколько десятков тысяч выйдут в скором будущем. Вот это, пожалуй, главное и практически единственное его достижение, как политическое, так и гуманитарное. Путин вряд ли будет его отменять.
Относительно аспектов международной политики, то «перезагрузка» была скорее имиджевой акцией. Я не вижу, что именно изменилось в отношениях России и США. При этом мир сегодня изменился, и, в отличие от ситуации 2008 года, когда Медведев пришел на смену Путину, сегодня все уже понимают, что Россия — это не сверхдержава. И что сил и ресурсов для серьезного противостояния с кем бы то ни было в мировом масштабе у России нет.
Taken from:
Путин подобреет после выборов