Касым-Жомарт Токаев стремился дистанцироваться от своего могущественного предшественника, которого многие в Казахстане считают ответственным за огромное имущественное неравенство в стране. Но у семьи Токаева есть свои заграничные секреты: таунхаусы на берегу озера, московские квартиры, счета в швейцарских банках — и денежный след, уходящий далеко за границу.
В последние недели президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев выступил против неравенства.
Обращаясь к нации после нескольких дней протестов, подавленных массовой жестокостью полиции, он признал волну народного гнева против своего предшественника, правящего долгое время лидера Нурсултана Назарбаева.
«Благодаря Первому Президенту, — сказал он, — в стране появилась группа очень прибыльных компаний и группа людей, богатых даже по международным меркам. Думаю, пришло время отплатить народу Казахстана».
Президент Касым-Жомарт Токаев во время заседания политсовета правящей в Казахстане партии «Нур-Отан» 28 января. Недавно он принял руководство партией от бывшего президента Нурсултана Назарбаева.
До тех пор, пока в начале января Казахстан не захлестнула волна протестов и насилия, даже такая умеренная публичная критика Назарбаева была бы немыслима. Но Токаев, похоже, понял, что народ Казахстана хочет перемен после десятилетий олигархии, питаемой нефтью. Он пообещал осуществить это .
«Как глава правительства я буду продолжать политику политической трансформации и модернизации нашего общества», — сказал он.
Как выясняется, семья Токаева обладала тайным богатством, надежно хранившимся в Европе еще в 1998 году, когда почти половина населения Казахстана жила за чертой бедности. Утечка банковских данных из Credit Suisse показывает, что счет в швейцарском банке для тогдашней жены Токаева Надежды и 14-летнего сына Тимура был открыт в том же году, даже когда Тимур посещал дорогую школу-интернат в Женеве.
Неизвестно, сколько денег прошло через счет за эти годы. Согласно швейцарской утечке, он достиг своего максимального значения в 1,5 миллиона швейцарских франков (1 миллион долларов) в 2005 году.
Документы от поставщика оффшорных услуг, корпоративные файлы и записи об имуществе показывают, что в последующие годы семья продолжала накапливать значительное состояние за пределами Казахстана. В 2012 году — после того, как швейцарский счет был закрыт — Токаевы открыли офшорные компании на Британских Виргинских островах, которые имели собственные банковские счета в Швейцарии и в какой-то момент в 2014 году контролировали британскую компанию с активами в 5 миллионов долларов. Они также накопили недвижимость в Москве. и Женева стоимостью не менее 7,7 миллиона долларов.
В те годы Токаев занимал ряд высоких государственных должностей, в том числе министра иностранных дел, премьер-министра и председателя Сената. Ни у него, ни у его жены не было известных предприятий или источников богатства. Только их сын Тимур когда-либо был связан с каким-либо реальным бизнесом — и то заслуживает серьезного внимания. Как сообщают казахстанские СМИ , он числился совладельцем нефтяной компании, которая выиграла выгодные права на разработку казахстанского нефтяного месторождения, а позже заработала миллионы на прибыли, всего в 18 лет .
Тимур также может быть первоначальной связью семьи со Швейцарией. Недавно выяснилось, что он посещал Колледж дю Леман , одну из самых дорогих школ-интернатов Женевы, а также имеет диплом аккредитованного в США филиала Вебстерского университета в Женеве.
Токаевы также приобрели недвижимость в Женеве и ее окрестностях, все на имя Тимура: квартиру в тихом районе города, квартиру в таунхаусе на берегу озера в близлежащем муниципалитете Версуа и еще одну квартиру в таунхаусе в деревне Сен-Пре. .
Недвижимость Тимура Токаева в Женеве.
Неизвестно, как долго Тимур провел в Женеве после окончания учебы, но его отец действительно жил в этом районе, когда он занимал пост генерального директора Женевского отделения Организации Объединенных Наций в период с 2011 по 2013 год.
Тем временем Тимур перебрался в Москву, где, как сообщается, разъезжал по российской столице на «Лексусе» и «БМВ» с дипломатическими номерами и получил ученую степень в Дипломатической академии МИД России.
Он и его мать также приобрели несколько дорогих квартир в Москве. Любопытно, как показало расследование, проведенное ныне находящимся в заключении лидером российской оппозиции Алексеем Навальным , российское правительство, похоже, стерло все упоминания о них из российских реестров собственности. (Команда Навального обнаружила право собственности Токаевых по записям, которые они скачали до того, как их удалили из реестра.)
С тех пор часть их недвижимости была продана. Среди оставшихся у них московских объектов большая квартира в элитной резиденции в центре города под названием «Фьюжн Парк» и еще одна большая двухэтажная квартира в двух километрах от Кремля. Токаева также была прописана в третьей квартире на северо-западе города.
Жилой комплекс Fusion Park в Москве, где есть квартира Тимура Токаева.
Секреты Токаева распространяются и за пределы Европы. Благодаря документам из Pandora Papers — набора файлов от офшорных поставщиков услуг, которыми поделился с OCCRP Международный консорциум журналистов-расследователей, — репортеры смогли проследить свою деятельность до Британских Виргинских островов (БВО), юрисдикции, используемой богатыми людей по всему миру, чтобы тайно хранить свои активы.
В 2012 году, через год после закрытия счета Токаевых в Credit Suisse, семья учредила две офшорные компании на Британских Виргинских островах. Компании — Wishing Well Group Inc., принадлежащая бывшей жене Токаева, и Wisdom Invest & Finance Inc., принадлежащая Тимуру — представляются корпоративными структурами, созданными с целью владения британской компанией Edelweiss Resources. (Записи также указывают на то, что каждая из этих подставных компаний также имела собственный счет в швейцарском банке.)
Поскольку Edelweiss представила только сокращенную финансовую отчетность, мало что известно о ее деятельности. Но его последняя заявка от марта 2014 года действительно показывает, что в том году у него было чуть более 4 миллионов долларов наличными в банке и почти 1 миллион долларов инвестиций.
Тем же летом Токаевы предприняли еще один шаг, чтобы еще глубже скрыть свои вложения. Кипрский регистрационный агент, участвовавший в создании их компаний, попросил свой офис на Британских Виргинских островах исключить Токаевых из числа акционеров и заменить их номинальными или доверенными акционерами, которые могли бы эффективно скрыть их право собственности. Запрос пришел в электронном письме, просочившемся в Pandora Papers. С тех пор три компании Токаева были закрыты.
Казахстанские чиновники не обязаны обнародовать свои декларации об имуществе, оставляя источник миллионов Токаевых загадкой. Семья не ответила на запросы о комментариях.
В ответ на запросы OCCRP и Süddeutsche Zeitung в Credit Suisse заявили, что не могут комментировать отношения с отдельными клиентами, и отвергли «утверждения и предположения о [своей] предполагаемой деловой практике».
Источник: https://www.occrp.org/