-1 C
Астана
25 апреля, 2024
Image default

Активисты: «Законопроект о мирных митингах недостаточно обсужден»

Участ­ни­ки акции про­те­ста в Алма­ты в День един­ства наро­да Казах­ста­на, 1 мая 2019 года.

Акти­ви­сты счи­та­ют, что в усло­ви­ях чрез­вы­чай­но­го поло­же­ния в Казах­стане зако­но­про­ект об орга­ни­за­ции и поряд­ке про­ве­де­ния мир­ных собра­ний не сто­ит при­ни­мать в спеш­ном поряд­ке. В мини­стер­стве инфор­ма­ции и обще­ствен­но­го раз­ви­тия пола­га­ют, что новый закон раз­ра­бо­тан в соот­вет­ствии с меж­ду­на­род­ной практикой.

«ПИСЬМО ТОКАЕВУ»

Замет­но, что после при­ня­тия зако­но­про­ек­та о мир­ных митин­гах в пер­вом чте­нии в пар­ла­мен­те 26 мар­та про­тест акти­ви­стов, кото­рые кри­ти­ку­ют закон как «мало отли­ча­ю­щий­ся от преды­ду­ще­го», лишь уси­лил­ся. Они гово­рят, что не ожи­да­ли, что новый зако­но­про­ект будет обсуж­ден так быст­ро и отправ­лен в парламент.

Акти­ви­сты опа­са­ют­ся, что закон, кото­рый име­ет непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к обще­ствен­но-поли­ти­че­ским дей­стви­ям, может быть при­нят окон­ча­тель­но, пока широ­кая обще­ствен­ность и акти­ви­сты не могут поки­нуть свои дома из-за каран­ти­на в свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем коро­на­ви­ру­са. По их сло­вам, «пар­ла­мент хочет вос­поль­зо­вать­ся тем, что недо­воль­ные зако­ном акти­ви­сты не смо­гут вый­ти на про­те­сты из-за карантина».

В свя­зи с этим неко­то­рые акти­ви­сты напи­са­ли пись­мо пре­зи­ден­ту Казах­ста­на Касым-Жомар­ту Тока­е­ву и спи­ке­ру мажи­ли­са Нур­ла­ну Ниг­ма­ту­ли­ну с прось­бой не спе­шить с при­ня­ти­ем закона.

По сло­вам руко­во­ди­те­ля Фон­да раз­ви­тия пар­ла­мен­та­риз­ма в Казах­стане Зауреш Бат­та­ло­вой, в обра­ще­нии гово­рит­ся, что про­ект зако­на о мир­ных собра­ни­ях не сле­ду­ет обсуж­дать до сня­тия режи­ма чрез­вы­чай­но­го положения.

Зауреш Бат­та­ло­ва.

— Из-за коро­на­ви­ру­са часть депу­та­тов мажи­ли­са сей­час нахо­дит­ся дома. Спе­ци­аль­ная рабо­чая груп­па гово­рит, что «обсуж­да­ют онлайн». В законе о пар­ла­мен­те не гово­рит­ся, что зако­но­про­ект мож­но обсуж­дать онлайн. Это очень важ­ный закон, обще­ство ждет его при­ня­тия. Его сле­ду­ет обсу­дить после отме­ны режи­ма чрез­вы­чай­но­го поло­же­ния, — гово­рит она.

«ОБЩЕСТВЕННОЕ ОБСУЖДЕНИЕ — ДЛЯ ОТВОДА ГЛАЗ»

В мини­стер­стве инфор­ма­ции и обще­ствен­но­го раз­ви­тия не соглас­ны с мне­ни­ем Зауреш Бат­та­ло­вой. В янва­ре это­го года мини­стер­ство опуб­ли­ко­ва­ло зако­но­про­ект и вынес­ло его на пуб­лич­ное обсуж­де­ние. СМИ неод­но­крат­но сооб­ща­ли об уча­стии в обсуж­де­ни­ях мини­стра Дау­ре­на Аба­е­ва и о том, что пред­ло­же­ния граж­дан­ских акти­ви­стов будут при­ня­ты во внимание.

Пра­во­за­щит­ник Ерлан Кали­ев под­твер­жда­ет, что зако­но­про­ект обсуж­дал­ся не толь­ко в Нур-Сул­тане и Алма­ты, но и в реги­о­нах. По его наблю­де­ни­ям, пуб­лич­ные обсуж­де­ния про­шли как мини­мум в девя­ти реги­о­нах Казахстана.

Пра­во­за­щит­ник Ерлан Калиев.

Одна­ко он счи­та­ет, что «обсуж­де­ние про­во­ди­лось для отво­да глаз». По его сло­вам, вме­сто того что­бы при­вле­кать к обще­ствен­но­му обсуж­де­нию акти­ви­стов, кото­рые выхо­дят на митин­ги, вла­сти в основ­ном при­гла­ша­ли «при­мель­кав­ших­ся по теле­ви­зо­ру пред­ста­ви­те­лей обще­ствен­ных организаций».

По сло­вам Ерла­на Кали­е­ва, в новом зако­но­про­ек­те оста­ви­ли без изме­не­ния основ­ной вопрос — «про­ве­де­ние митин­гов с раз­ре­ше­ния мест­ных вла­стей и толь­ко в спе­ци­аль­но отве­ден­ных местах».

— Касым-Жомарт Тока­ев гово­рил об уве­до­ми­тель­ном харак­те­ре митин­гов. Акти­ви­сты воз­ла­га­ли боль­шие надеж­ды на эти сло­ва. Меж­ду тем в новом зако­но­про­ек­те этот вопрос оста­ет­ся в преж­нем виде, — гово­рит он.

По его сло­вам, свои митин­ги вла­сти про­во­дят там, где хотят. Меж­ду тем недо­воль­ные вла­стью граж­дане долж­ны про­во­дить митин­ги толь­ко в спе­ци­аль­но отве­ден­ных местах и с раз­ре­ше­ния властей.

— Что гово­рить о дру­гих меро­при­я­ти­ях, когда аки­мат в День Побе­ды поз­во­ля­ет про­во­дить в цен­тре горо­да еже­год­ный марш «Бес­смерт­но­го пол­ка». Полу­ча­ет­ся, что такое собра­ние закон­но, а митин­ги акти­ви­стов неза­кон­ны? Это раз­де­ле­ние обще­ства, дис­кри­ми­на­ция, — гово­рит он.

«Бес­смерт­ный полк», поли­ция и Аман­тай-кажы. Как отме­ча­ли День Побе­ды в Алматы

Одно из пуб­лич­ных обсуж­де­ний с уча­сти­ем мини­стра инфор­ма­ции и обще­ствен­но­го раз­ви­тия Дау­ре­на Аба­е­ва состо­я­лось в Кара­ган­де. В обсуж­де­нии участ­во­вал акти­вист Айт­ко­жа Фазыл, без кото­ро­го ред­ко про­хо­дят раз­лич­ные обще­ствен­но-поли­ти­че­ские меро­при­я­тия и акции в Караганде.

Он раз­ме­стил видео­за­пись сво­е­го выступ­ле­ния на сво­ей стра­ни­це в соци­аль­ной сети, сооб­щив, что слу­чай­но узнал о пуб­лич­ном обсуждении.

— Народ дол­жен про­во­дить митин­ги не за горо­дом, а в месте, где вла­сти могут услы­шать и обра­тить вни­ма­ние. Если место и вре­мя митин­га будут опре­де­лять­ся вла­стя­ми, то такие митин­ги будут бес­по­лез­ны, — гово­рит он.

Акти­вист Жан­бо­лат Мамай, кото­рый про­во­дит раз­лич­ные поли­ти­че­ские акции в Алма­ты, так­же не под­дер­жи­ва­ет новый зако­но­про­ект. Руко­во­ди­тель ини­ци­а­тив­ной груп­пы по созда­нию Демо­кра­ти­че­ской пар­тии в кон­це фев­ра­ля был при­вле­чен к адми­ни­стра­тив­но­му нака­за­нию за орга­ни­за­цию несанк­ци­о­ни­ро­ван­но­го митин­га. Он счи­та­ет, что новый зако­но­про­ект не осла­бит репрессии.

Жан­бо­лат Мамай

— Это не тот закон, кото­рый направ­лен на раз­ви­тие обще­ства, про­ве­де­ние поли­ти­че­ских реформ. Он направ­лен на даль­ней­шее ослож­не­ние ситу­а­ции с про­ве­де­ни­ем мир­ных собра­ний, — гово­рит он.

«ОНЛАЙН-ОБСУЖДЕНИЕ»

Акти­ви­сты выра­жа­ют про­тест с пер­вых дней обсуж­де­ния ново­го зако­но­про­ек­та, одна­ко неко­то­рые пра­во­за­щит­ни­ки при­дер­жи­ва­ют­ся мне­ния, что в закон мож­но вне­сти поправ­ки, при­со­еди­нив­шись к пар­ла­мент­ской рабо­чей группе.

Несколь­ко дней назад ста­ло извест­но, что один из чле­нов рабо­чей груп­пы по про­ек­ту зако­на о мир­ных собра­ни­ях, дирек­тор Казах­стан­ско­го меж­ду­на­род­но­го бюро по защи­те прав чело­ве­ка Евге­ний Жовтис заявил о выхо­де из этой груп­пы. Всё это вре­мя он пытал­ся спо­соб­ство­вать раз­ра­бот­ке зако­на, соот­вет­ству­ю­ще­го меж­ду­на­род­ным стан­дар­там, но сей­час отка­зал­ся «участ­во­вать в про­ек­те, кото­рый не соот­вет­ству­ет прин­ци­пам демо­кра­тии» и поки­нул рабо­чую группу.

Одна­ко депу­та­ты мажи­ли­са пар­ла­мен­та не соглас­ны с мне­ни­ем акти­ви­стов и пра­во­за­щит­ни­ков. По их сло­вам, про­ект зако­на посту­пил в пар­ла­мент по ини­ци­а­ти­ве мини­стер­ства инфор­ма­ции и обще­ствен­но­го раз­ви­тия, кото­рое посчи­та­ло, что «зако­но­про­ект про­шел обще­ствен­ное обсуж­де­ние». Закон, посту­пив­ший в пар­ла­мент, будет рас­смот­рен в соот­вет­ствии с дей­ству­ю­щим регламентом.

Депу­та­ты мажи­ли­са в зале засе­да­ния. Иллю­стра­тив­ное фото.

Член коми­те­та мажи­ли­са по зако­но­да­тель­ству и судеб­но-пра­во­вой рефор­ме, депу­тат Берик Дуй­сен­би­нов счи­та­ет, что онлайн-обсуж­де­ние зако­но­про­ек­та о мир­ных собра­ни­ях рабо­чей груп­пой не повли­я­ет на его качество.

— Неиз­вест­но, как дол­го про­длит­ся каран­тин. Меж­ду тем это нуж­ный закон. В ходе обсуж­де­ния зако­на вно­сит­ся мно­го изме­не­ний. Если хоти­те изме­не­ний, то зачем поки­да­е­те рабо­чую груп­пу? — гово­рит он.

Один из акти­ви­стов Мух­тар Тай­жан, кото­рый счи­та­ет, что новый закон о мир­ных собра­ни­ях дол­жен отра­жать тре­бо­ва­ния обще­ства и акти­ви­стов, явля­ет­ся одним из чле­нов рабо­чей груп­пы. По его сло­вам, рабо­чая груп­па по про­ек­ту зако­на о мир­ных собра­ни­ях рабо­та­ет онлайн каж­дый день.

Мух­тар Тай­жан, объ­явив­ший о выхо­де из рабо­чей груп­пы Евге­ния Жовти­са на сво­ей стра­ни­це в соц­се­ти, 1 апре­ля напи­сал, что «депу­та­ты наста­и­ва­ют на уве­дом­ле­ни­ях на оди­ноч­ные пикеты».

Мух­тар Тайжан

«Жовтис сего­дня вышел из рабо­чей груп­пы в знак про­те­ста по это­му и дру­гим момен­там. Я решил остать­ся и про­дол­жить рабо­ту. Луч­ше быть там, чем отдать зако­но­про­ект пол­но­стью им на откуп. Буду сего­дня пред­ла­гать вклю­чить дру­гих алма­тин­ских акти­ви­стов. Это поле боя, и его поки­дать нель­зя. Чем боль­ше нас будет, тем луч­ше», — напи­сал он на сво­ей стра­ни­це в Facebook’е.

Спу­стя два дня после выхо­да из груп­пы Евге­ния Жовти­са он сооб­щил об исклю­че­нии из ново­го зако­но­про­ек­та поня­тия спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных мест для пикетов.

«Толь­ко что рабо­чая груп­па мажи­ли­са по зако­но­про­ек­ту о митин­гах отме­ни­ла поня­тие спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных мест для пике­тов. Таким обра­зом, в этой части мы изме­ни­ли пра­ви­тель­ствен­ный вари­ант. Пике­ты теперь мож­но будет про­во­дить вез­де, кро­ме опас­ных инфра­струк­тур­ных объ­ек­тов, чего мы и доби­ва­лись. На сле­ду­ю­щей неде­ле про­дол­жим рабо­ту», — напи­сал он.

«СВОБОДА ПОД КОНТРОЛЕМ»

Судя по отве­ту на запрос Азатты­ка пред­се­да­те­ля коми­те­та по делам граж­дан­ско­го обще­ства мини­стер­ства инфор­ма­ции и обще­ствен­но­го раз­ви­тия Алии Гали­мо­вой, ее пози­ция про­ти­во­ре­чит мне­нию граж­дан­ских акти­ви­стов и пра­во­за­щит­ни­ков. По ее сло­вам, зако­но­про­ект соот­вет­ству­ет меж­ду­на­род­ной прак­ти­ке. В ходе обсуж­де­ний с фев­ра­ля 2020 года было полу­че­но 230 пред­ло­же­ний, свя­зан­ных с зако­но­про­ек­том, гово­рит она.

Гали­мо­ва так­же отме­ча­ет, что «граж­да­нам дано пра­во про­во­дить мир­ные собра­ния, но их сле­ду­ет контролировать».

— В меж­ду­на­род­ной прак­ти­ке обще­ствен­ная без­опас­ность явля­ет­ся при­о­ри­те­том во вре­мя про­ве­де­ния мир­ных собра­ний. Мы даем сво­бо­ду граж­дан­ско­му обще­ству, но мы не долж­ны допус­кать ухуд­ше­ния обще­ствен­но-поли­ти­че­ской ситу­а­ции, — гово­рит чиновница.

1 апре­ля меж­ду­на­род­ная пра­во­за­щит­ная орга­ни­за­ция Human Rights Watch при­зва­ла Нур-Сул­тан отло­жить рас­смот­ре­ние зако­но­про­ек­та в пар­ла­мен­те и учесть мне­ния акти­ви­стов, кото­рые опа­са­ют­ся, что вла­сти уско­рят его при­ня­тие в усло­ви­ях чрез­вы­чай­но­го поло­же­ния, когда дей­ству­ют запрет на мас­со­вые меро­при­я­тия и огра­ни­че­ния на пере­дви­же­ния, затруд­ня­ю­щие моби­ли­за­цию общественности.

Поли­цей­ские задер­жи­ва­ют людей на пло­ща­ди в день пре­зи­дент­ских выбо­ров. Алма­ты, 9 июня 2019 года.

После состо­яв­ших­ся в июне про­шло­го года пре­зи­дент­ских выбо­ров, кото­рые сопро­вож­да­лись мас­со­вы­ми про­тестны­ми акци­я­ми и задер­жа­ни­я­ми их участ­ни­ков, Касым-Жомарт Тока­ев, объ­яв­лен­ный побе­ди­те­лем выбо­ров, выска­зал­ся за пере­ход от раз­ре­ши­тель­но­го к уве­до­ми­тель­но­му харак­те­ру митин­гов. Позд­нее мини­стер­ство инфор­ма­ции и обще­ствен­но­го раз­ви­тия раз­ра­бо­та­ло зако­но­про­ект. Пра­во­за­щит­ни­ки, озна­ко­мив­шись с про­ек­том, рас­кри­ти­ко­ва­ли закон как не соот­вет­ству­ю­щий меж­ду­на­род­ным стандартам.

Ори­ги­нал ста­тьи: Казах­стан — Радио «Сво­бод­ная Европа»/Радио «Сво­бо­да»

архивные статьи по теме

Политическое недомогание?

Editor

Компартия Польши против жестокого нападения на бастующих рабочих в Казахстане

Дайджест прессы за 5 августа 2011 года