Ярость и паника. Два этих слова сегодня характеризуют настроения семи тысяч шымкентцев, объединенных одной бедой. Все они в ночь со 2 на 3 августа стали жертвами пожара, произошедшего на рынке «Бекжан».
Автор: Гани КАРАКОЗОВ
Напомним, 3 августа в пятом часу утра на самом крупном рынке города занялся пожар. По рассказам очевидцев, огонь заполыхал одновременно сразу в четырех удаленных друг от друга местах.
Оптовики, круглосуточно торгующие на базаре, обратили внимание на группу подозрительных парней, которые за несколько минут до начала пожара спешно скрылись в неизвестном направлении на черной иномарке. Считанные секунды — и рынок воспламенился, как спичечный коробок, а уже через полчаса огромные столбы черного дыма застили небо вокруг рынка на сотни метров.
- Возможности сразу же приступить к тушению пламени не было, — рассказал владелец рынка Амирхан Шуменов. — За пару минут до начала пожара на всем рынке погас свет. Я полагаю, это те самые молодчики, что устроили поджог, отключили электричество, чтобы вывести из строя гидранты, установленные на рынке.
Прибывшие на место пожарные быстро справиться с огнем не смогли. Архитектура рынка оказалось таковой, что пожарные авто дальше входа на базар проехать не смогли. Между тем каких-то пару месяцев назад здесь проводились учения всех служб ЧС. К тому моменту никаких серьезных нареканий у пожарных к базаркомам не было. Однако реальная, а не постановочная чрезвычайная ситуация дала совершенно другие итоги.
Так, на рассвете пятницы огонь практически полностью спалил рынок площадью более 4 га. Огнем уничтожено 7 тысяч торговых точек. Колоссальные убытки понесли более семи тысяч торговцев «Бекжана». Не обошлось и без человеческих жертв: уснул в бутике на втором этаже торгового комплекса, а потом не смог выбраться из огня 32-летний гражданин Кыргызстана.
В первый же день трагедии с заявлением в полицию обратились свыше 1200 пострадавших. Уже в первые часы следователи опросили 15 охранников, которые в ту ночь дежурили на рынке. Результаты этих опросов легли в основу уголовного дела, которое было возбуждено в понедельник, 6 августа.
- Следственное управление ДВД ЮКО возбудило уголовное дело по статье 187 УК РК «Умышленное уничтожение чужого имущества», — сообщила пресс-секретарь ДВД ЮКО Салтанат Каракозова. — По факту установлено, что пожар на рынке «Бекжан» возник в результате умышленного поджога. К расследованию данного уголовного дела подключены 56 следователей, 11 экспертов-криминалистов ДВД ЮКО и городских подразделений ОВД. Устанавливаются лица причастные к поджогу. Кроме того, наши сотрудники продолжают работу по охране общественного порядка в районе рынка «Бекжан».
Охрана порядка на пепелище и в самом деле сейчас один из самых актуальных вопросов. И дело вовсе не в мародерах, которых почти и не было. Проблема в том, что, выясняя свое ближайшее будущее с руководством рынка, погорельцы периодически хватаются за булыжники. Начиная с пятницы торговый люд как минимум трижды брался за оружие пролетариата.
К счастью, пока смутьяны никому голову не размозжили, а вот стеклянные стены здания автовокзала «Бекжан», в котором размещается администрация рынка, изрядно расколочены.
Участники побоища не скрывают своего гнева. Ведь еще вчера с них собрали арендную плату и налог до конца года. Перекрикивая друг друга, торговцы выплескивают в объективы телекамер свои страхи и обиды:
«У меня сейчас нет ни копейки. Все деньги вложила в товар, думала, хоть детей к школе одену. Я выплачиваю два кредита, как теперь мне рассчитываться? Кто мне вернет деньги? Как мне жить?»
«Где эти быки, охранники рынка? Как деньги собирать, так они быстро приходят! И даже бьют тех, кто не платит за место! А сейчас спрятались! Пусть ответят нам, как они допустили пожар? На рынке очень много охраны, куда все смотрели? За что мы платим этим мордоворотам?»
Ответить на эти вопросы владельцам рынка еще предстоит, а пока они занимаются тем, что собирают списки пострадавших, определяют их ущерб и пытаются компенсировать людям потери.
- В зависимости от масштабов ущерба мы решили выплатить пострадавшим от 150 до 300 тысяч тенге, — сообщил хозяин базара «Бекжан» Амирхан Шуменов. — В субботу раздали 92 миллиона тенге, в воскресенье — 90 миллионов, в понедельник намереваемся раздать 80 миллионов. Это наши собственные сбережения. Никакой материальной помощи извне мы пока не получили.
Об этой раздаче денежной помощи областной акимат поспешил доложиться журналистам. Причем цифры, озвученные Шуменовым (который раздавал деньги) и тем, кто отчитывался, разнятся. Так, заместитель акима города Бахадыр Нарымбетов в интервью одному из информагентств сообщил, что потерпевшим роздано 2,2 миллиона тенге.
- Пока компенсацию получили около тысячи человек, — отчитался агентству Tengrinews.kz Бахадыр Нарымбетов. — Отметим, что в списке пострадавших оказались более семи тысяч человек. Сумма выплат зависит от размера торговой площади. Если продавец занимал одно торговое место, то он получит 300 тысяч тенге. Если он работал на половине торговой точки, то получит 150 тысяч тенге.
При этом чиновник не потрудился уточнить, из какого источника производятся выплаты. Старшие коллеги Нарымбетова пошли еще дальше. В минувший понедельник они сообщили, что создали общественный фонд, куда местные бизнесмены будут сбрасывать свои кровные, чтобы помочь погорельцам с «Бекжана». В свои заслуги власти записали и переговоры с банкирами об отсрочке платежей по кредитам тех продавцов, чей товар сгорел.
Следует особо остановиться на заявлении заместителя акима Шымкента Гульнар Курманбековой о том, что погорельцам с «Бекжана» будут предоставлены на льготной основе места на других рынках города. Идея, конечно, замечательная, если бы не червь сомнения, который грызет сегодня базаркомов и работников рынка «Бекжан». Дело в том, что в первый же день пожара владелец «Бекжана» высказал свою версию о том, что поджог — не что иное, как попытка конкурентов вытеснить его с рынка и «забрать себе» его арендаторов.
Амирхан Бекжанович даже назвал имя заказчика. Однако, памятуя о статье 129 УК РК «Клевета», мы не станем называть эту громкую фамилию, лишь отметим, что заказчик, по версии Шуменова, занимает один из ключевых постов в области.
И еще один нюанс. Дело в том, что практически все рынки города забиты арендаторами под завязку и лишь один шымкентский базар, кстати, расположенный по соседству со сгоревшим «Бекжаном», располагает свободными торговыми площадями. Как утверждают люди знающие, в числе которых и Шуменов, фактическим совладельцем именно этого пустующего рынка и является тот самый бастык, имя которого Амирхан Бекжанович назвал как заказчика поджога. Если увязать все эти факты в одну цепочку, то она вполне укладывается в версию об умышленном ВИП-заказе на поджог.
Как бы то ни было, пока богатые и сильные мира сего меряются бицепсами и кошельками, страдают простые продавцы, для которых произошедший на рынке пожар стал равен смертельной болезни и даже гибели.