На днях в культурной столице Казахстана ценители высокого искусства отмечали большой и долгожданный праздник. На сцене театра оперы и балета имени Абая прошел двухактный спектакль «Жизель», где главные партии исполнили народная артистка России, прима-балерина и премьер Большого театра Светлана Захарова и Руслан Скворцов. Артистов привезла в Алматы компания ArtClassic.
Автор: Татьяна ЛАРИНА
Организаторы гастролей звезд мирового балета на предварительной пресс-конференции отметили, что компания была создана в этом году для проведения культурных мероприятий особенно высокого уровня. Дебютом стал приезд артистов из Мариинского и Михайловского театров, Алины Сомовой и Леонида Сарафанова, станцевавших весной для алматинцев знаменитое «Лебединое озеро». Долгожданный визит Светланы Захаровой и Руслана Скворцова стал вторым «выходом» основателей, которые сами некогда стояли у балетного станка.
Генеральный директор ArtClassic в Казахстане Ерлан Андагулов назвал предстоящий спектакль очень важным событием для подрастающего поколения театралов. На мое замечание по поводу стоимости билетов, что варьировалась от 7 до 23 тысяч тенге и, таким образом, вряд ли была доступной тем зрителям, на которых ориентировались устроители, бывший артист балета Андагулов спокойно возразил, что за качество надо расплачиваться.
Другими словами, это означает, что завтрашнее действо превратится в очередной «сходняк» богатых и знаменитых. Я уже однажды наблюдала за таким на постановке «Джаз-кафе» казахстанского балетмейстера Гульнар Адамовой. Одним из «зрителей», в частности, был известный алматинский ресторатор с молодой женой. Он пришел, воспользовавшись удобным случаем блеснуть своим богатством и ее бриллиантами. Эта пара с тем же успехом могла просматривать список блюд в меню.
Рядом со мной в первом акте раскладывал в своем айфоне пасьянс «Косынка» какой-то напарфюмленный толстяк, а во втором он попросту задремал, и я неоднократно боролась с искушением треснуть его по уху программкой. Не для ТАКИХ зрителей сочиняли свои постановки Эйфман, Адан и иже с ними.
- Вы правы, для нас это действительно очень серьезная проблема как для балета, так и для оперы, — ответила на мое возмущение Светлана Захарова. — Но это мировая тенденция, она свойственна не только вашему городу. И, тем не менее, — подчеркнула балерина, — всякий раз наши постановки в Большом театре собирают аншлаг, и это при стоимости билетов порой в несколько тысяч долларов.
Чуть позже она рассказала забавную историю о том, как нечаянно подслушала разговор незнакомой девушки по мобильному телефону. Та хвасталась собеседнику, что сумела урвать билет на оперу в Большой театр. «Да неважно, какая опера, главное, что в Большом!!!» — захлебывалась она восторгом. Ах, если бы понты светились, мы бы давно уже жили без электричества и даже солнечных батарей, уныло подумалось мне в эту минуту.
Своим поклонникам из журналистской среды Светлана рассказала о том, как впервые танцевала свою Жизель в 17 лет.
- Конечно же, тогда я очень много не понимала, и мой репетитор Ольга Николаевна Моисеева просто досконально рассказывала каждый шаг, каждый взгляд, что я должна чувствовать в тот момент. Я была очень юная и многих эмоций не пережила в то время. С возрастом, с опытом эта партия обрастала разными красками, и каждый спектакль всегда не похож на предыдущий, и каким будет следующий, никогда не знаешь. Когда выходишь на сцену — это как будто впервые, — призналась прима-балерина Большого театра.
По словам Захаровой, совершенно особенный эмоциональный тон придало ее искусству рождение дочери, которой сейчас чуть меньше двух лет. К слову, говоря о частной стороне своей жизни, первая среди русских артистов обладательница титула «Этуаль» балетной труппы всемирно известного театра «Ла Скала» полностью разрушила довольно распространенный миф о том, что для артистки мирового уровня нет жизни вне сцены.
- Когда-то я была депутатом от «Единой России». Это было очень интересно, я многое познала, мой характер закалился еще больше, но… Потом я поняла, что главное для меня — это искусство и семья. Точнее, наоборот: семья и искусство, — с улыбкой поправила себя балерина.
О любимой профессии, в которой удалось сделать головокружительную карьеру, народная артистка России рассказывала больше часа. Говорила о том, насколько важна в спектакле роль дирижера, который должен досконально знать каждый выход каждого артиста, чтобы не замедлить или не ускорить темп.
- Бывает очень обидно, когда все твои усилия идут насмарку из-за не согласованных с маэстро действий, — пояснила Захарова.
Она полностью отдается любой своей роли, подчеркнула балерина, но, вместе с тем, есть у примы и нелюбимые спектакли.
- Постепенно они уходят из моего репертуара, — спокойно пожала изящными плечами Светлана, добавив, что в своем нынешнем статусе она имеет право выбора и репертуара, и партнера.
Также Захарова поделилась своими впечатлениями от зрителей разных стран.
- Каждое выступление в «Ла Скала» — это для меня большое событие. Итальянцы — особенный зритель, после спектакля огромное количество поклонников ждет, чтобы получить автограф и сфотографироваться, — это такой целый ритуал у них. В Европе, в Америке в театре сегодня немножко спускаются до «демократии», когда люди приходят на балет, как в кинотеатр: в джинсах, в пальто на руке. Мне всегда так хотелось, чтобы поход в театр был как праздник. Люди наряжаются, «выгуливают» свои украшения. Такой театр для меня важен, я люблю там танцевать, — подчеркнула балерина.
Хотелось бы надеяться, что алматинская публика запомнится этой потрясающей балерине наравне с итальянской: в финале спектакля Захаровой устроили 10-минутную овацию, зал в один голос кричал: «Браво!!!» Звезда мирового балета, которая впервые воплотилась в роль наивной крестьянской девушки ровно половину своей жизни назад, в образе Жизели вновь была легкой и воздушной, а во втором действии, уже став виллисой, казалась почти бесплотной.
Премьер Большого театра Руслан Скворцов, исполнивший роль возлюбленного Жизели Альберта, был великолепен и как партнер Светланы, и в сольных выходах. Однако же мне в очередной раз было обидно за действительно великих артистов. На их спектакль не попали многие ценители этого элитарного искусства. Цена билета в 23 тысячи тенге для них оказалась неподъемной.
Continue reading here:
На «Жизель» Захаровой попали избранные