Трудно не согласиться с коллегой по медиарынку — прессу сегодня используют все кому не лень. Но, с другой стороны, это вполне закономерно. Как заметил по этому поводу политолог Дмитрий Орешкин, «там, где есть авторитаризм, всегда будут доминировать закулисная политика и так называемые серые кардиналы, степень серости которых определяется лишь вековыми традициями». Ну а средства массовой информации априори становятся жертвами этой закулисной борьбы.
Впрочем, в этом номере речь не о прессе. Наше очередное исследование посвящено теневым фигурам центральноазиатской политики. Условно мы его назвали «Роль «серых кардиналов» на постсоветском пространстве».
Интерес к этой теме возник не случайно. Как известно, в большинстве центральноазиатских стран не решена проблема транзита власти, что ставит под угрозу стабильность региона. На этот процесс, как утверждают многие эксперты, могут повлиять так называемые серые кардиналы. Но так ли это? Какую они играют роль в политических процессах? И кто вообще они, «серые кардиналы» Центральной Азии?
Так уж сложилось, что в странах Центральной Азии публичной политики нет или почти нет. На слуху только президенты, которые принимают решения, отдают распоряжения, участвуют во всевозможных саммитах и ведут республики к «светлому будущему».
Однако время от времени в прессе появляются материалы о людях, которых принято называть «серыми кардиналами». Они сторонятся публичности, не выступают с громкими инициативами и заявлениями, но, по слухам, именно они являются самыми доверенными лицами президентов страны и во многом определяют внутреннюю и внешнюю политику государств.
Мы решили сделать своего срез по странам региона и попытаться понять, кто они, «серые кардиналы» Центральной Азии, сегодня.
Дайте шоферу порулить
В свое время в Кыргызстане негласным влиянием пользовался руководитель администрации президента КР Медет Садыркулов, но затем он переметнулся к оппозиции и был задушен, а его гибель официальные власти представили как дорожно-транспортное происшествие.
После него титул «теневого управляющего» Кыргызстана перешел к младшему сынуэкс-президента Максиму Бакиеву, однако незадолго до революции 2010 года президент легализовал сына и назначил его руководителем Центрального агентства КР по развитию, инвестициям и инновациям. Впрочем, Максиму это не помогло, сейчас он вынужден скрываться за рубежом, в США против «киргизского принца» возбуждено уголовное дело, а на родинеБакиев-младший заочно приговорен к 25 годам тюрьмы с конфискацией имущества.
При новом президенте Кыргызстана Алмазбеке Атамбаеве роль «серого кардинала» выполняет заместитель руководителя президентского аппарата Икрамжан Илмиянов. Этот молодой чиновник совершил головокружительную карьеру — ранее он работал водителем у Атамбаева, затем, когда последний стал премьер-министром КР, он повысил его до помощника, а после назначил заместителем руководителя аппарата главы государства.
По информации оппозиционной прессы, Илмиянов полностью контролирует кадровую политику юга республики, меняет акимов, возглавляет комиссию по отбору членов советов директоров государственных предприятий, решает, кого допустить к «телу президента», а кто этого не достоин.
Кошелек для доктора
У президента Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова есть свой особо доверенный человек — это Александр Дадаев, который пришел на смену Акмураду Реджепову, всесильному «серому кардиналу» туркменской политики эпохи Туркменбаши, бывшему начальнику охраны президента и секретарю Совбеза.
Генерал Реджепов был отправлен в отставку и взят под стражу в мае 2007 года. В июле 2007 года он был осужден на двадцать лет лишения свободы, а его сын Нурмурат приговорен к 13 годам тюрьмы.
Что касается фаворита Дадаева, то его часто называют «кошельком президента». Г‑н Дадаев возглавляет Союз промышленников и предпринимателей Туркменистана, владеет единственной частной газетой Rysgal («Благосостояние»), коммерческим банком с таким же названием, является руководителем крупнейшего частного предприятия «Гуш топлумы» («Птицеводческий комплекс»), активно занимается разведением осетровых рыб и строительным бизнесом, а также курирует партию предпринимателей в республике.
Г‑н Дадаев пользуется полнейшим доверием президента, о чем свидетельствуют выделяемые ему государственные кредиты и постоянное участие бизнесмена в расширенных заседаниях кабинета министров. По мнению экспертов, Александру Дадаеву президент доверяет вести негласные переговоры с зарубежными бизнес-партнерами, и он непосредственно влияет на все кадровые назначения в высшем эшелоне власти.
Силовой кардинал
В Узбекистане уже давно прозвище «серый кардинал» негласно носит шеф службы безопасности республики Рустам Иноятов, который бессменно с 1995 года является председателем Службы национальной безопасности Узбекистана.
Учитывая, что г‑н Иноятов за время руководства службой нацбезопасности собрал не один чемодан компромата на всю элиту республики, вполне вероятно, что вся эта информация выстрелит, когда узбекские кланы начнут делить власть после ухода с поста президента Ислама Каримова.
По неофициальным данным, Рустам Иноятов работает с группировкой известного узбекского бизнесмена Гафура Рахимова, который в свою очередь является учредителем коммерческих компаний, сотрудничающих с известнейшими фирмами Англии, Австралии, Бельгии, Германии, Голландии, США, Швейцарии, Франции. Кроме этого, г‑н Рахимов создал совместные предприятия с зарубежными партнерами.
По мнению издания «Эксперт-Казахстан», несмотря на немолодой возраст, Иноятов по-прежнемуобладает большим влиянием и если он и глава МВД РУ Баходыр Матлюбов смогут договориться, то «их диалог может стать решающим при выборе преемника».
По некоторым данным, Рустам Иноятов делает ставку на министра финансов Узбекистана, первоговице-премьера Рустама Азимова, контролирующего, как говорят, основные банки Узбекистана, через которые идут платежи за поставленный товар и обналичивание пластиковых карт.
Кстати, старшая дочь президента Гульнара Каримова в последнее время публично нападает и выдает в интернет завуалированные обвинения в коррупции в адрес г‑на Азимова, однако он не потерял свое влияние и должность. Что, вероятно, подтверждает его сильные позиции во власти.
Таджикский тандем
Наконец, свой «теневой кардинал» есть и в Таджикистане, вернее это своеобразный тандем двух бизнесменов. Первый из них — это Хасан Асадуллозода (Садуллоев), который не занимает никаких государственных постов и не состоит на госслужбе, но во всех рейтингах стабильно попадет в первую тройку самых влиятельных людей Таджикистана. По неподтвержденной информации, он контролирует большой объем фьючерских сделок с хлопком, а также основные сектора экономики Таджикистана.
По официальной информации, Хасан Садуллоев в 2008 году официально изменил свою фамилию на Асадуллозода и является председателем правления одного из крупнейших банков республики Таджикистан — ОАО «Ориенбанк», председателем совета директоров ЗАО «Холдинговая компания «Исмоили Сомони — XXI век».
Впрочем, успешное занятие бизнесом и создание корпорации «ОРИЕН Интернэшнл», куда входят более 60 компаний и совместных предприятий разных форм собственности, не главное его достижение. Гораздо важнее то, что он является братом жены президента Эмомали Рахмона, благодаря чему и процветает. Например, в «Ориенбанке» хранят деньги алюминиевая компания «Талко» и другие самые крупные государственные и частные компании страны.
Рядом с ним незримо присутствует его ближайший партнер, директор по финансам и коммерции Таджикской алюминиевой компании Шералишо Кабиров, который является фактическим директором компании, хотя и не занимает пост управляющего директора.
Шералишо Кабирова называют «теневым» управляющим не только Таджикским алюминиевым заводом, но и крупнейшими государственными и частными предприятиями республики: «Ориенбанк», «Барки Точик», «Сомон Эйр», «Таджик Эйр». Он контролирует строительство Рогунской ГЭС, крупные угольные месторождения и все остальные активы, которые входят в бизнес-империю шурина президента Хасана Асадуллозода. То есть это «правая рука» и незаменимый помощник «серого кардинала», а также один из негласных советников президента страны.
Поговаривают, что именно тандем Хасана Асадуллозода и Шералишо Кабирова имеет самое большое влияние на кадровую политику в стране…
Кто рулит за спиной Назарбаева?
По сравнению со Средней Азией Казахстан стоит несколько особняком. Несмотря на усилившиеся полномочия главы КНБ, аппаратное превосходство занимает действующий глава администрации президента Карим Масимов. О доверии ему со стороны президента говорит тот факт, что в ответственный для страны период именно ему было доверено осуществлять «политический менеджмент» в стране. Более того, сам г‑н Масимов выстраивает в Казахстане мощнуюбизнес-империю, куда входят финансовые, телекоммуникационные, медийные и другие активы.
Второй важной фигурой, чье предназначение — охранять конституционный строй внутри Казахстана, это Нуртай Абыкаев. Важность контроля этой «шахматной должности» лишний раз подчеркивает недавнее назначение родного племянника президента Самата Абиша на должность заместителя КНБ РК.
Главный финансовый, а если правильно говорить, казначейский пост в Казахстане до недавнего времени занимал Владимир Ни. Однако с его смертью доверия к его протеже Владимиру Киму, пока еще являющемуся главой медной корпораций «Казахмыс», заметно поубавилось. Наглядным тому примером служит приобретение правительством блокирующего пакета акций в этой корпорации сразу после смерти г‑на Ни.
Примерно такая же участь постигла представителей «евразийской группы» в лице Александра Машкевича, Фаттаха Шодиева и Алиджана Ибрагимова. И, кстати, Каната Саудабаева, отправленного недавно «в никуда» с поста главы «Назарбаев-центра».
Из этой же плеяды «держателей активов» можно назвать внештатного советника президента, а также спецпредставителя Казахстана в Кыргызстане Булата Утемуратова. Подконтрольная ему компания «Верный Капитал» (!) контролирует множество активов в агропромышленной, горнометалургической, телекоммуникационной, финансовой, медийной и других отраслях экономики как в Казахстане, так и за рубежом.
К числу «серых кардиналов» Казахстана можно добавить и среднего зятя президента Тимура Кулибаева, которому приписывают контроль над нефтегазовым сектором Казахстана. Он второй(после г‑на Утемуратова) внештатный советник президента, а также член совета директоров российского «Газпрома» и возглавляет НЭПК «Атамекен». Подконтрольная ему компания АЛМЭКС консолидирует большой спектр активов, принадлежащих Тимуру Кулибаеву.
Замкнуть круг можно еще одним влиятельным представителем довольно известной в Казахстане семьи Куанышевых — Тимуром Куанышевым. Под его контролем в Казахстане находится многопрофильная корпорация BATT, а также банк PNB Kazakhstan, а бизнес-интересыпредставлены в России и Китае. Степень влиятельности г‑на Куанышева подчеркивают тесные дружеские отношения с королевской семьей Великобритании, а именно с принцем Майклом Кентским.
…Трудно сказать, насколько все перечисленные выше «теневые кардиналы», действительно соответствуют тому влиянию, которое им приписывает народная молва и пресса. К сожалению, в постсоветских республиках сложилась практика, что публичная внутренняя и внешняя политика озвучивается только одним человеком — президентом. А вот кто влияет на принятие решений главой государства и чье мнение наиболее весомо — это знание остается на уровне слухов и закулисной информации.
Источник: Ежемесячная газета «С Пером и Шпагой» №4 (67) от 27 апреля 2013 года
Оригинал статьи -