Оргкомитет по созданию Комитета защиты политических заключенных Казахстана призывает к широкому обсуждению списков лиц, которые “засветились” в таких делах, как расстрел мирных граждан в Жанаозене и Шетпе в декабре 2011 года, суд над участниками тех событий, “Дело Козлова”, “Дело Алги”, “Дело независимых СМИ”.
Автор: Редакция
ОБРАЩЕНИЕ
оргкомитета по созданию “Комитета защиты политических заключенных Казахстана”
к представителям гражданского общества РК
Конец 2011-го и весь 2012 год стал для Казахстана периодом серьезных социально-политических потрясений. Вся государственная машина, представители всех правоохранительных ведомств были задействованы в кампании, нацеленной на разгром оппозиции, уничтожение независимых СМИ, устрашение тех, кто осмеливается иметь свою точку зрения, требовать соблюдения конституционных свобод, и реализации законных прав.
В декабре 2012 года в США был принят закон, вводящий персональные санкции в отношении лиц, ответственных за нарушение прав человека и принципа верховенства права. Закон назван по имени умершего в тюрьме Сергея Магнитского, в смерти которого обвиняются эти лица. В 2011 году Государственный департамент США заявил, что в страну уже запрещён въезд 60 российским чиновникам, по его мнению, причастным или подозреваемых в причастности к смерти Магнитского. В сентябре 2012 стало известно, что Великобритания уже ввела в действие “список Магнитского”. Введение в пределах стран санкций, предусмотренных законом Магнитского, предложили депутаты двух стран Евросоюза.
Руководствуясь созданным прецедентом, представители демократической общественности Казахстана уже неоднократно заявляли о намерении создания подобного списка, в который должны войти все лица, ответственные за расстрел бастующих нефтяников Жанаозена и Шетпе, осуждение лидеров забастовочного движения, осуждение одного из лидеров оппозиции Владимира Козлова, разгром НП “Алга!”, а также независимых СМИ.
Речь при этом идет не столько о том, чтобы персонифицировать данный закон, заморозить зарубежные счета указанной группы лиц и запретить их въезд на территорию зарубежных государств. Учитывая абсолютную безнаказанность и бесконтрольность действий казахстанских силовиков и госслужащих, избирательное применение внутреннего законодательства, нельзя рассчитывать, что при принятии любых решений, они и в дальнейшем будут руководствоваться чувством ответственности. На текущем этапе политически-правового развития Казахстана, такую ответственность можно привить только извне. А именно — Актом, или Законом Жанаозена.
Официальный Казахстан — член Комитета ООН по правам человека, член и экс-председатель ОБСЕ, ратифицировавший Международный пакт о гражданских и политических правах, Конвенцию против пыток и других жестоких видов обращения и наказания, неустанно заявляет о приверженности принципам демократии, европейским стандартам в области соблюдения прав человека и гражданских свобод. Но и с точки зрения международного права Казахстан связан правовыми обязательствами, обозначенными в Европейской конвенции по правам человека.
Статья 402 пункт 3 Закона Магнитского гласит: “Страны добровольно посвящают себя соблюдению обязательств и ответственности, принимая международные соглашения и конвенции, которые должны честно соблюдаться для сохранения стабильности международного регламента. Защита прав человека, таким образом, особенно в случае страны, принявшей на себя обязательства защищать права человека в соответствии с международным договором, членом которого она является, не возлагается исключительно на управление внутренними делами этой страны”.
При этом на практике Казахстан регулярно демонстрирует свою приверженность принципам авторитарного управления, политического преследования инакомыслия, коррупционным схемам регулирования всех общественных отношений, гонениям на политические и гражданские свободы. Политические убийства и политические заключенные, расстрел мирных граждан, законодательный запрет оппозиционной деятельности, ликвидация независимых СМИ, угрозы, пытки, шантаж, физическое насилие в отношении неугодных и неудобных… Такова реальность современного Казахстана.
Любой гражданин, критикующий режим, разоблачающий преступления должностных лиц, а также стремящийся получать, применять, защищать или продвигать признанные международным сообществом права и свободы человека, может быть объявлен государственным преступником и попасть в жернова политических репрессий.
Подавление режимом Ак орды политической воли граждан, уничтожение независимых принципов и убеждений, ограничения, наложенные на гражданское общество и независимые медиаресурсы, ухудшение экономической и политической свободы внутри Казахстана — все это результат безнаказанности и бесконтрольности тех, кто принимает преступные решения, и не несет за них никакой ответственности.
Если нам всем сообща удастся добиться принятия Акта (Закона) Жанаозена в отношении Казахстана, это во многом может повлиять на процесс демократизации общества и либерализации отношений между обществом и государством. Осознание неизбежной ответственности за то, что ты имеешь прямое или косвенное отношение к преступным процессам, неизбежно повлияет на характер решения, которое предстоит принять. Выбор есть всегда.
С сегодняшнего дня Оргкомитет по созданию Комитета защиты политических заключенных Казахстана приступает к процессу широкого обсуждения списков лиц, которые в той или иной степени “засветились” в таких делах, как расстрел мирных граждан в Жанаозене и Шетпе в декабре 2011 года, суд над участниками тех событий, “Дело Козлова”, “Дело Алги”, “Дело независимых СМИ”.
Мы ждем открытой дискуссии, предложений, замечаний, дополнений по данным спискам. Чем дополнить? Кого исключить?
Рассчитываем на отзывы со стороны экспертов — политологов, юристов, правозащитников, журналистов, политиков.
На финальном этапе кампании будет организован круглый стол для обсуждения всех выдвинутых предложений. А также создана рабочая экспертная группа, которая займется формированием окончательного варианта единого списка, и продвижением вопросов принятия Закона Жанаозена в отношении РК по аналогии с Законом Магнитского в отношении РФ.
Ознакомиться со списками можно, отправив запрос на электронную почту [email protected] или позвонив по телефону в Алматы: 279–75–07.
Мнения экспертов, комментарии, мысли и замечания также можно отправлять на электронную почту [email protected], с указанием в теме письма: “обсуждение списков”.
Также рассчитываем на широкое обсуждение вопроса в социальных сетях.
Оргкомитет по созданию “Комитета защиты политических заключенных Казахстана”
1 февраля 2013 года