Нешуточный спор разгорелся после публикации в прошлом номере газеты репортажа о захоронениях пропавших жанаозенцев на новом русском кладбище Актау. «Не верю!», подобно Станиславскому, восклицала одна часть читателей. «Почему власти не ведут поиск пропавших после жанаозенской трагедии людей?» – задавалась вопросом другая часть.
Автор: Алла ЗЛОБИНА
На удивление быстро отреагировали на публикацию и силовые органы. Мангистауский филиал ДКНБ, как нам сказали, начал свою проверку.
Наш интерес к проблеме поиска людей объясняется просто (и отнюдь не желанием накопать сенсацию): разговоры о пропавших после декабрьских событий жанаозенцев не утихают до сих пор. Какие материалы легли в основу репортажа и что еще удалось узнать уже после его публикации, мы попросили рассказать автора — нашего собкора Аллу Злобину.
- Алла, Ваш репортаж с православного кладбища, где, по Вашим словам, похоронены нефтяники, пропавшие во время декабрьских событий в Жанаозене, вызвал у некоторых наших читателей скепсис. Мол, почему Вы так уверены, что это именно пропавшие нефтяники?
- Уверена, потому что люди, которые показали мне эти захоронения, были свидетелями того, как было опознано тело одного из пропавших. У меня не сложилось ощущения, что они лгали. «Мусульманский ряд» (в нем похоронено 11 человек), о котором идет речь, появился на этом кладбище прошедшей зимой. Так утверждают сторожа. Они же подтвердили: две могилы вскрывались родственниками погибших.
- Тайно вскрывались?
- Тайно, потому что на это, конечно, нужно разрешение. Несколько захоронений, как мне сказали, проводились зимой — в конце декабря 2011 года, в январе и позже. Речь шла именно об «узенских». Мужики, конечно, понимали, что этот разговор для них чреват последствиями, но, думаю, тут верх взяли другие чувства, нежели страх (хотя мы сразу договорились, что никаких фамилий и имен называть не будем). Думаю, тут еще роль сыграло возмущение, что людей хоронили тайком. Так что выяснить, почему вдруг на русском кладбище появились мусульманские захоронения, хотят не только журналисты.
К тому же в Акату есть и новое мусульманское кладбище. Именно поэтому жанаозенцы, не найдя своих близких в списках местных моргов, едут сюда — на православное. Таким образом нашел своего пропавшего брата тот самый оралман (фамилию называть не буду, хотя после публикации репортажа, думаю, его уже опрашивали КНБшники).
- Откуда Вы узнали, что именно его брат там похоронен и кто он вообще?
- Женис Сапарниязов, 1967 года рождения. О нем рассказал человек, который ищет своего пропавшего 16 декабря родственника — нефтяника, бывшего работника жанаозенского ТОО «Бургылау» Жалгаса Узакбаева.
Рассказывая, как и где люди ищут пропавших, мой собеседник рассказал и о том, как его знакомый искал брата, который 16 декабря был на площади Жанаозена. Нашел на этом кладбище. Ему пришлось вскрыть могилу, чтобы убедиться: захоронен именно его брат. Убедился он не только в этом, но и в том, что на теле погибшего есть пулевые ранения. Мы пытались уговорить его рассказать об этом открыто, но он отказался. Объяснил: не хочет проблем, а брата все равно уже не вернешь.
- Думаете, свидетельству брата можно верить?
- Я слышала его историю своими ушами, когда он рассказывал об этом своему знакомому. Но, правда, когда на днях я встретилась с ним лично, он отказался от того, что говорил по телефону. Теперь его версия: брата нашли в каком-то колодце теплотрассы, в одном из микрорайонов Актау, что к событиям в Жанаозене не имеет никакого отношения, а причиной смерти стало «сердечно-сосудистое заболевание».
В принципе, компетентные органы легко могут проверить его рассказ — и первую, и вторую версию, если они, конечно, хотят докопаться до правды. У меня лично сложилось ощущение, что правда то, о чем он говорил раньше.
- А по второму случаю откуда у Вас информация?
- О втором захоронении рассказали работники кладбища. Мы поехали проверить, брат ли того человека, о котором я говорила выше, действительно захоронен там. И, действительно, нашли камень с нацарапанным именем и фамилией захороненного Жениса. Позже работники кладбища рассказали, что сюда приезжали из Жанаозена и другие люди, которые тоже искали родственника — нефтяника. Он пропал после16 декабря. Рассказали, что они тоже вскрывали захоронение и нашли его.
Кстати, свидетелем этих рассказов был и один иностранный журналист. Не скажу, что он был в шоке, но что был немало удивлен — точно.
- А что удалось узнать официально?
- Мы попытались все проверить в управлении православной церкви. Николай Петрович, начальник трех кладбищ участка ритуальных услуг (так он представился), сначала наотрез отказался разговаривать и даже не разрешил писать то, что он говорит, в блокнот. Оказалось, что к нему приходил сотрудник ДКНБ. С той же целью, что и мы.
Но кое-что все-таки удалось выяснить. Согласно записям регистрационной книги захоронений (начальник не разрешил нам посмотреть ее, но зачитал фамилии захороненных вслух) на каждое захоронение, в том числе и на те, где на камнях выцарапаны цифры, есть конкретные имена и фамилии погребенных.
Есть и дата захоронения Жениса Сапарниязова. Его тело привезли из криминального морга Актау 30 декабря и в тот же день захоронили. Привезли упакованным в черный пакет. Оформили как «бесхозника» — такая у них формулировка. В этот же день была похоронена еще одна «бесхозная» женщина — на другом, русском участке.
По словам Николая Петровича, все похороненные в «мусульманском ряду» нового православного кладбища Актау — бомжи. Но тут такой момент интересный. И в Актау, и в Жанаозене практически нет бомжей. То есть проблема бездомных и бомжей в Актау не стоит настолько остро, чтобы за короткий период похоронить… 11 (!) бомжей. тем более мусульманской национальности. Как правило, мусульманские семьи не позволяют опускаться своим, возможно, неудачливым родственникам до такого уровня.
Еще момент: «бесхозные» тела привозят из криминального морга упакованными в пакеты. В них, понятно, никто из работников управления не заглядывает. Сопровождают тела справкой, в которой написаны имя и фамилия (вы верите, что имя каждого найденного бомжа известно?), а также причина смерти. Чье тело находится внутри, с пулями оно или другими ранениями, никто из работников управления, которые занимаются захоронениями, знать не может. Их просто хоронят. Так что я не стала бы утверждать, что тела, захороненные в «мусульманском ряду» в период с декабря 2011-го по февраль 2012-го, именно тех людей, чьи имена записаны в регистрационной книге.
Эти захоронения вызывают вопросы еще и потому, что в Актау есть новое мусульманское кладбище. Почему бы не хоронить там? Но якобы в той местности трудно копать — под землей скала, поэтому решили «бесхозных» хоронить на православном.
- Какие-то еще свидетельства о пропавших людях есть?
- «Республика» писала о таких случаях. В частности, о семье пропавшего работника УБР (бывшего управления буровыми работами, переименованного сейчас в ТОО «Бургылау») Жалгаса Узакбаева. Он был 16 декабря на площади, после чего исчез бесследно. Об этом СМИ тоже писали. Его жена зимой вывесила на автобусных остановках Жанаозена объявления о пропаже мужа. Тогда мы еле уговорили женщину, чтобы она рассказала нам подробности его исчезновения. Опасаясь проблем, она сказала тогда, что ее муж не имеет отношения к забастовке: мол, 16 декабря он был дома, а вечером просто вышел в магазин купить пива. Сейчас выясняется, что Жалгас Узакбаев был в день расстрела на Алане, участвовал в забастовке и голодовке.
Журналистам также удалось найти несколько домов (есть адреса) в поселке Тенге, где проживают семьи, в которых после 16 декабря тоже есть без вести пропавшие. Но люди сказали: ничего говорить не будут. Местные жители рассказывали нам, что в эти семьи приходили полицейские: просили не искать пропавших, но сообщали, где именно они похоронены. Это были не угрозы, скорее просьбы: мол, не надо шум поднимать.
- Все-таки странно, что нет ни одного заявления от родственников…
- Как объясняют люди, в семьях боятся за своих мужиков, что те тоже могут пропасть без вести. Кроме того, жанаозенцы уверены: местные сотрудники правоохранительных органов — те, кто участвовал в декабрьских событиях, все знают, и кто пропал, и где захоронен. И еще: до сих пор они верят, что вмешается Акорда.
Хотя был момент отчаяния. Даже мужчины-нефтяники вышли на площадь, когда в город приехал депутат Европарламента Петр Борыс. На той встрече люди тоже говорили о том, что после декабрьских событий некоторые семьи не могут найти своих близких.
И после апелляционного суда, который оставил приговор заключенным нефтяникам без изменения, люди опять говорили о пропавших. Одна из женщин, обсуждавшая решение судьи с родственниками осужденных, сказала, что ее семья вытащила своего родственника «оттуда» и перезахоронила. Ее поддержали другие, сказав, что надо потребовать, чтобы пропавших начали искать.
Кстати, насколько мне известно, после публикации репортажа актауский ДКНБ уже начал проверку. И, скорее всего, после ее завершения, как обычно, последуют опровержения. Но мы будем продолжать искать пропавших.
Беседовал Нурахмет КЕНЖЕЕВ
Источник: Газета “Голос Республики” №29 (251) от 10 августа 2012 года
Continue Reading:
Жанаозен: пропавших людей не могут найти