Дело Сейтказы Матаева, главы Союза журналистов Казахстана, оказавшегося под домашним арестом, вызвало реакцию далеко за пределами страны — вплоть до Берлина, Вены и Нью-Йорка.
Дело Сейтказы Матаева, в минувший вторник, 23 февраля, отправленного алма-атинским судом под домашний арест до окончания следствия, вышло за пределы Казахстана. Ряд крупных российских СМИ рассказали об обвинениях, выдвинутых Национальным бюро Казахстана по противодействию коррупции против главы Союза журналистов страны, о реакции местного журналистского сообщества, вставшего на защиту своего лидера, и о возможных истинных причинах дела Матаева.
Напомним, что Сейтказы Матаева, в прошлом пресс-секретаря президента Назарбаева, обвиняют в совершении финансовых преступлений.
Судебный маневр
Отреагировали на случившееся не только в России. Президент Международного фонда защиты свободы слова “Адил Соз” Тамара Калеева указала на то, что с заявлением выступил Международный институт прессы, который потребовал незамедлительно освободить Сейтказы Матаева.
Международный комитет по защите журналистов призвал обеспечить гласное, объективное расследование его дела. “Заявления готовят другие организации, например Article 19. Мы уже обратились во многие международные организации, включая ОБСЕ”, — говорит собеседница DW.
По словам правозащитницы, организаторы суда пошли на хитрость, чтобы отсечь от него прессу и иностранных наблюдателей: “Во вторник суд объявили закрытым. А в среду, за полчаса до начала заседания, решили, что он открытый. Мы узнали об этом по своим каналам и уже сами оповестили ряд журналистов. Было около тридцати человек с камерами и диктофонами, но не было представителей ряда посольств, которые обычно приходят на подобные громкие судебные процессы”.
Германия не оставит без внимания
В свою очередь немецкий журналист и эксперт по Центральной Азии Гюнтер Кнабе (Günter Knabe) подчеркивает, что дело Матаева может не попасть на первые полосы немецких СМИ, но оно, без сомнения, станет предметом их журналистских расследований. “Если эти расследования приведут к выводу, что в отношении главы Союза журналистов Казахстана несправедливо применяют санкции, на это соответствующим образом отреагируют и немецкий, и международный союз журналистов, и “Репортеры без границ”, — уверен Кнабе.
Он напоминает, что именно ФРГ несколько лет назад оказала наибольшую среди стран ЕС поддержку кандидатуре Казахстана, когда тот претендовал на пост действующего председателя ОБСЕ. В этом году Германия сама председательствует в ОБСЕ и намерена оценить, в какой мере Астана продвинулась по направлению к стабильному демократическому развитию.
“Тем более что правительство назначило спецпредставителя по делам председательства ФРГ в ОБСЕ в 2016 году. Это Гертот Эрлер (Gernot Erler), а он — не новичок в казахстанских делах. Я убежден и в том, что мимо критического взгляда Эрлера не пройдет дело Матаева, и в том, что в целом оно окажет влияние на оценку Берлином тенденций в Казахстане. Кроме того, эта ситуация вызовет еще больший резонанс, учитывая то, что в страну для освещения мартовских досрочных парламентских выборов съезжается много иностранных журналистов”, — считает Кнабе.
Тем временем источник DW в ОБСЕ сообщил, что парламентская делегация ФРГ в ОБСЕ уже проинформирована о деле Матаева, и оно будет учтено в ходе работы открывшейся сегодня, 25 февраля, в столице Австрии двухдневной сессии ПА ОБСЕ. Кроме того, уточнил источник, перед большой группой наблюдателей ОБСЕ, направленных на выборы в Казахстан, поставлена задача составить как можно более объективную картину того, в какой обстановке эти выборы проводятся.
Как во времена Рахата Алиева
По мнению российского эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова, атака на Сейтказы Матаева может поставить под сомнение способность президента Казахстана контролировать действия некоторых своих подчиненных.
“Боюсь, что сценарий, когда финансовая полиция исполняет заказ представителя одной из группировок во власти, а эта группировка получает полномочия, достаточные для того, чтобы такого уважаемого в обществе человека, как Сейтказы Матаев, отправить под арест и грозить ему двенадцатью годами тюрьмы, очень сильно напоминает начало 2000‑х годов в Казахстане”, — указал Дубнов.
В то время, напомнил собеседник DW, силовые структуры были в руках Рахата Алиева, тогдашнего зятя президента, который позже был объявлен государственным преступником, закончил жизнь в австрийской тюрьме, а дело Алиева нанесло колоссальный ущерб имиджу Астаны.
“Сегодня казахстанские журналисты уже называют имя одного из заказчиков атаки на Матаева, указывая на главу президентской администрации Нурлана Нигматулина. По моим сведеньям, к этому может иметь отношение и его заместитель Баглан Майлыбаев, который представляет собой новый тип идеологов власти. Возможно, мы имеем дело с новым агрессивным поколением во властных эшелонах, которого даже такой опытный политик, как Нурсултан Назарбаев, может опасаться”, — продолжает Аркадий Дубнов.
Встреча с Бараком Обамой под вопросом
При этом, по его оценке, “заказчики и исполнители атаки на главу Союза журналистов и бывшего пресс-секретаря президента Казахстана могли недооценить степень того впечатления, которое за пределами Казахстана уже создается вокруг этого дела”. В частности, МИД Казахстана сейчас готовит поездку президента в США в конце марта — начале апреля для участия в международной конференции по нераспространению ядерного оружия.
“МИД старается организовать на полях этой конференции встречу Нурсултана Назарбаева с президентом США. Но я не уверен в желании Барака Обамы в разгар предвыборной компании в самих США подставлять своих коллег-демократов встречей с президентом страны, где подобным образом преследуется свободная пресса. А о том, что информация о деле Матаева в ближайшие дни дойдет до Госдепа США, я знаю абсолютно точно”, — рассказал Аркадий Дубнов в интервью DW.
Оригинал статьи: https://www.dw.com