Массовые беспорядки в Жанаозене и действия властей по их подавлению резко изменили политическую жизнь в Казахстане. Но повлияли ли они на восприятие этой страны в Европе и, в частности, в Германии? Такой вопрос задал экспертам Виталий Волков.
16 декабря 2011 года многомесячные акции протеста нефтяников в городе Жанаозен на западе Казахстана вылились в массовые беспорядки. Власти подавили их с помощью самых жестких мер. Было применено огнестрельное оружие, погибли люди. Это событие резко изменило политический климат в стране. До этого большая часть ее населения считала, что живет в относительной стабильности, несмотря на существующие определенные недостатки. Власть в свою очередь принялась “закручивать гайки”.
Дифференцированный подход
Столкновение полиции с демонстрантами в Жанаозене
С одной стороны, группу оппозиционеров приговорили к длительным срокам заключения. Ряд оппозиционных изданий был закрыт. Репрессивные меры затронули журналистов и гражданских активистов. С другой стороны, своих постов лишилось несколько высокопоставленных чиновников, включая зятя президента страны Тимура Кулибаева. Наблюдатели заговорили об остром кризисе элит в Астане.
Международные правозащитные организации не раз заявляли, что власть использовала события в Жанаозене как повод для расправы над оппозиционерами. Правозащитники до сих пор настаивают на пересмотре судебных решений, вынесенных в отношении активистов, организаторов и участников акций протеста. Но изменилось ли за год представление о Казахстане в европейских и, в частности, в немецких политических и деловых кругах?
Немецкий эксперт по Центральной Азии Беате Эшмент (Beate Eschment) отмечает, что вопрос о Жанаозене одно время часто обсуждался в связи с тем, что власть не может так поступать со своим народом. Но сейчас об этой проблеме забыли. А к вопросу о том, как воспринимают Казахстан после событий в Жанаозене, по мнению немецкого эксперта, надо подходить дифференцированно. По словам Эшмент, многие в предпринимательских кругах, например, продолжают утверждать, что Казахстан — это замечательная и стабильная страна, где хорошо делать бизнес.
Глас вопиющего в пустыне
“Но отношение многих политиков к Казахстану несколько изменилось. Тут роль сыграли не только события в Жанаозене, но и серия терактов, произошедших в Казахстане примерно в тот же период времени, и два таинственных массовых убийства”, — подчеркивает эксперт. До этого лишь единицы утверждали, что в Казахстане не все так стабильно, как кажется. “Но такая оценка была гласом вопиющего в пустыне. А прошедший год стал поворотной точкой в этом вопросе”, — сказала Беате Эшмент в интервью DW.
Другой эксперт по Азии, обозреватель DW Гюнтер Кнабе (Gunter Knabe) также указывает на то, что о кровопролитии в Жанаозене немецкие СМИ в свое время сообщали. Но затем статьи на эту тему стали появляться крайне редко. На события декабря 2011 года на западе Казахстана и на то, что происходило в стране потом, различные группы немецких и европейских политиков и бизнесменов отреагировали по-разному. И это, по мнению Кнабе, обусловлено их собственными интересами.
“Самая важная реакция — это осуждение Евросоюзом репрессий против оппозиционных партий и критических к власти СМИ в Казахстане. Соответствующую резолюцию в октябре 2012 года принял Европарламент”, — напомнил немецкий эксперт. Но, по его словам, этот документ из Брюсселя остался практически незамеченным европейской общественностью.
Главный вопрос — стабильность Казахстана
По мнению Кнабе, в Германии, в различных кругах сохраняется представление о том, что Казахстан пока остается стабильным государством. “Немецкая экономика имеет столь значительные интересы в Казахстане, что для нее Жанаозен не мог стать поводом для пересмотра отношений”, — сказал Гюнтер Кнабе в интервью DW. Хотя, по его мнению, на политическом уровне заметно негативное отношение к ряду шагов, сделанных Астаной. Предлагается провести тщательное расследование событий в Жанаозене, с целью выявить и наказать только тех лиц, которые виновны в кровопролитии, отмечает эксперт.
“Однако Астане в значительной мере удалось убедить дипломатов в Берлине, что она всерьез и не огульно пытается разобраться в причинах произошедших событий. С другой стороны, наблюдатели отмечают обеспокоенность дипломатов из других стран центральноазиатского региона, связанную с угрозой дестабилизации ситуации в Казахстане. Это может привести и к росту террористической угрозы в целом в регионе”, — отмечает Гюнтер Кнабе.
Запрос бундестага
Предупредительные выстрелы в воздух
Руководитель Загранбюро казахстанской оппозиции в Дрездене Серик Медетбеков в интервью DW напомнил, что ситуация в Жанаозене обсуждалась в различных европейских институтах, включая ОБСЕ и Европарламент. Депутаты Европарламента приняли жесткую резолюцию, в которой говорится, что стратегия взаимодействия с авторитарными режимами должна быть пересмотрена.
“Законодатели проявляют активность. Но мы не видим дальнейших шагов со стороны европейской и немецкой исполнительной власти в этом направлении. Хотя мы осознаем, что те экономические отношения, которые связывают Германию и Казахстан, достаточно сложно организованы и не предполагают принятия одномоментных решений”, — говорит казахстанский оппозиционный политик.
В эти дни в правительство ФРГ поступил запрос от бундестага. Депутатов немецкого парламента интересовала оценка ситуации с правами человека в Казахстане, а также позиция официального Берлина по поводу создания международной комиссии по расследованию событий в Жанаозене. В пятницу, 14 декабря, стало известно, что правительство Германии не видит необходимости в проведении такого расследования.
Источник: www.dw.de,
получено с помощью rss-farm.ru
View article:
Год после трагедии в Жанаозене