8 C
Астана
24 апреля, 2024
Image default

Политика невмешательства — главная ошибка власти

Нака­нуне годов­щи­ны рас­стре­ла жана­о­зен­цев 16 декаб­ря мы зада­лись вопро­сом: какой самый глав­ный урок долж­на выне­сти власть из этих собы­тий и вынес­ла ли вооб­ще? Наши респон­ден­ты — проф­со­юз­ные и обще­ствен­ные дея­те­ли — ока­за­лись на удив­ле­ние единодушны.

Автор: Жан­на БАЙТЕЛОВА

Вме­сто диа­ло­га — ужесточение

Пред­ста­ви­тель коми­те­та «Жана­о­зен ‑2011» Ерлан Кали­ев счи­та­ет, что собы­тия в Жана­о­зене ста­ли лак­му­со­вой бума­гой, кото­рая пока­за­ла неэф­фек­тив­ность мето­дов власти.

- Одно­знач­но, что сило­вы­ми мето­да­ми про­бле­му не решишь. Вот это в первую оче­редь долж­ны понять. Ника­ко­го уро­ка власть не извлек­ла, судя по послед­не­му заяв­ле­нию Назар­ба­е­ва работ­ни­кам «Кар­ме­та», что басто­вать нель­зя, ина­че всех будут нака­зы­вать. Я дан­ное заяв­ле­ние рас­це­ни­ваю как угро­зу с наме­ком на жана­о­зен­ские собы­тия, — счи­та­ет Ерлан Калиев.

Обще­ствен­ный дея­тель Най­ля Чуй­ки­на уве­ре­на: ника­ких выво­дов руко­вод­ство стра­ны не сде­ла­ло. Дока­за­тель­ством тому — реше­ние зако­но­да­тель­но уже­сто­чить ответ­ствен­ность проф­со­ю­зов за тру­до­вые кон­флик­ты, тогда как надо было бы поду­мать, как нала­дить диа­лог с рабочими.

- Актив­ных граж­дан назы­ва­ют экс­тре­ми­ста­ми, а к Тру­до­во­му кодек­су поправ­ки вно­сят! — недо­воль­на г‑жа Чуй­ки­на. — Вла­сти в первую оче­редь после Жана­о­зе­на долж­ны были понять, что нуж­но идти на диа­лог, а репрес­си­я­ми ниче­го не добьешься.

Тако­го же мне­ния при­дер­жи­ва­ет­ся проф­со­юз­ный дея­тель Андрей При­горь. Он сове­ту­ет Акор­де не игно­ри­ро­вать людей.

- Власть не счи­та­ет нуж­ным идти на диа­лог с рабо­чи­ми. Так и дума­ют, что все долж­ны под­чи­нять­ся бес­пре­ко­слов­но, что­бы никто голо­ву не под­ни­мал. Мини­стер­ство тру­да высту­пи­ло за уже­сто­че­ние ответ­ствен­но­сти проф­со­ю­зов за «про­во­ци­ро­ва­ние» тру­до­вых кон­флик­тов. Что это зна­чит?! Тре­бо­вать выда­чи дол­га по зара­бот­ной пла­те — про­во­ци­ро­ва­ние кон­флик­та?! — воз­му­щен Андрей При­горь. — Власть не счи­та­ет­ся с людь­ми и рабо­чи­ми. Рабо­чие для них — все­го лишь сред­ство при­бы­ли. Власть не обра­ща­ла вни­ма­ния на Жана­о­зен: уста­нут — разой­дут­ся, похо­ло­да­ет — разой­дут­ся. Не разошлись!

Новые шаны­ра­ки неизбежны?

Акти­вист Соц­дви­же­ния Казах­ста­на Дмит­рий Тихо­нов так­же счи­та­ет, что игно­ри­ро­ва­ние и замал­чи­ва­ние про­блем наро­да ничем хоро­шим не закончится.

- По про­ше­ствии это­го года вид­но, что власть ника­ких уро­ков не вынес­ла из Жана­о­зе­на, так как напря­жен­ные момен­ты сохра­ня­ют­ся как сре­ди рабо­чих кол­лек­ти­вов, так и сре­ди соци­аль­ных групп. По всей види­мо­сти, власть и не будет менять отно­ше­ние к нам, поэто­му новые шаны­ра­ки, дума­ны, жана­о­зе­ны будут неиз­беж­ны, — счи­та­ет Дмитрий.

Глав­ный редак­тор «Моло­деж­ной газе­ты» Берик Жаги­па­ров, напро­тив, уве­рен, что урок все же был извле­чен и Жана­о­зен не повторится.

- Там цена вопро­са поряд­ка 20 мил­ли­о­нов дол­ла­ров была, экс­пер­ты под­счи­та­ли. Из-за этих 20 мил­ли­о­нов дол­ла­ров власть столь­ко про­блем себе при­об­ре­ла, что дешев­ле было бы решить про­бле­му мир­ным путем, так как за поло­жи­тель­ный имидж при­шлось пла­тить гораз­до боль­ше, — счи­та­ет Берик Жаги­па­ров. — Так что в сле­ду­ю­щий раз пре­зи­дент не допу­стит повто­ре­ния ситу­а­ции, тем более на зака­те сво­ей жиз­ни такое кро­ва­вое пят­но полу­чил. Даже если закрыть рты озву­чи­ва­ю­щим про­бле­му, саму про­бле­му это не решит.

Угро­зы и шан­таж ниче­го не решат

Пред­се­да­тель обще­ствен­но­го объ­еди­не­ния «Шах­тер­ская семья» Ната­лья Томи­ло­ва пола­га­ет, что самый глав­ный урок — впредь не допус­кать таких ситу­а­ций, а реа­ги­ро­вать быст­ро и пра­виль­но на пре­тен­зии работников.

- Власть не долж­на сто­ять в сто­роне от тру­до­вых кон­флик­тов, как она это дела­ет и отда­ет все на откуп рабо­то­да­те­лю. Поли­ти­ка невме­ша­тель­ства — самая глав­ная ошиб­ка вла­стей. До сих пор рабо­то­да­тель посред­ством адми­ни­стра­тив­но­го ресур­са подав­ля­ет недо­воль­ство рабо­чих, — заяви­ла Ната­лья Томи­ло­ва. — Но это до поры до вре­ме­ни. Я счи­таю, что Жана­о­зен повто­рит­ся, и не факт, что он не повто­рит­ся в Кара­ган­дин­ской обла­сти, сре­ди шах­те­ров. Мы узна­ем о поло­же­нии на шах­тах непо­сред­ствен­но от самих шах­те­ров. Огром­ное коли­че­ство жалоб, а тру­до­вые спо­ры наби­ра­ют обороты.

Ната­лья Томи­ло­ва гово­рит, что, когда к ним посту­па­ет жало­ба, они в первую оче­редь обра­ща­ют­ся к дирек­то­ру пред­при­я­тия, то есть дают воз­мож­ность разо­брать­ся сво­и­ми силами.

- Потом обра­ща­юсь в про­ку­ра­ту­ру, потом — в депар­та­мент Мин­тр­у­да. Идут отпис­ки, что никто не име­ет пра­ва вме­ши­вать­ся в част­ную дея­тель­ность. Это что такое?! Если рабо­то­да­тель нару­ша­ет зако­ны, то надо при­ни­мать к нему меры! — счи­та­ет г‑жа Томилова.

Continue reading here:
Поли­ти­ка невме­ша­тель­ства — глав­ная ошиб­ка власти

архивные статьи по теме

Ержан Орымбетов: Власть, которая заставляет уважать себя через законы, только за это заслуживает самого глубокого презрения.

Editor

Пока МИДы молчали, летчиков посадили

«Режим перерождается в гораздо более репрессивную диктатуру». Что происходит в России перед выборами?

Editor