Государственный секретарь Казахстана Мухтар Кул-Мухаммед подловил главу Министерства труда и социальной защиты населения Гульшару Абдыкаликову на головокружении от успехов. Сначала он заявил, что программа «Занятость-2020» выполняется вовсе не так бодро, как министр отрапортовала, а потом поставил под сомнение ее информированность о количестве трудовых конфликтов на предприятиях.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Напомним, что Абдыкаликова говорила о 13 конфликтах с начала года, Кул-Мухаммед же, ссылаясь на прокуроров, заявлял, что такие конфликты есть в каждом регионе страны. В любом нормальном государстве министр социальной сферы, не ведающий о степени социальной напряженности на предприятиях, отправился бы в отставку сразу после коллегии, у нас же госсекретарь трогательно передал министру свои данные о числе трудовых конфликтов «для ознакомления».
Не панацея, но работает
Начиналась же закончившаяся почти булгаковским разоблачением черной магии коллегия с отчета о проделанной в течение двух лет работе в рамках программы «Занятость-2020». По данным Гульшары Абдыкаликовой, с начала ее действия в 2011 году работу по программе получили около 100 тысяч человек.
Результат был практически стопроцентный — ведь всего по программе в органы занятости обратилось порядка 110 тысяч казахстанцев. А если учесть, что в рамках программы обучение прошли еще порядка 81 тысячи человек самозанятого, безработного и малообеспеченного населения, то впору было аплодировать Министерству труда и социальной защиты, которое на половину из запланированных 100 миллиардов тенге так развернулось.
- Среди подписавших социальный контракт (получивших работу) 66,7% являются безработными, 29,2% — самостоятельно занятыми и 4,5% — из категории малообеспеченных. Более половины участников программы — 57%, или 63 тысячи человек — составляет молодежь в возрасте до 29 лет, — нарисовала среднестатистический портрет пользователя программы Абдыкаликова.
Из речи министра также выяснилось, что благодаря госсубсидиям в размере 2,6 миллиарда тенге средняя зарплата трудоустроенных на социальные рабочие места выросла аж до 46 тысяч тенге в месяц — социальные места создавались за счет заключения договоров с 5 тысячами предпринимателей, которые взяли на работу 38 тысяч человек. В свою очередь предприниматели, получившие микрокредиты по программе на общую сумму 15,7 миллиарда тенге, создали более 2,5 тысячи новых рабочих мест.
В результате всех этих священнодействий уровень безработицы в Казахстане, по версии Абдыкаликовой, упал с 5,4% на конец 2011 года до 5,2% на конец первого полугодия 2012-го. На этом, впрочем, благополучие и закончилось: Абдыкаликовой пришлось перейти к делам более скорбным.
- У местных исполнительных органов отсутствует комплексный подход во взаимоувязке «Программы занятости — 2020» с проектами, реализуемыми в регионах, — заявила министр. — Так, в Мангистауской области за весь период реализации программы из числа завершивших обучение участников программы трудоустроено всего около 30%, в Западно-Казахстанской области — 40%, в Астане — 42%.
После чего признала, что «Занятость-2020» не является панацеей от всех бед.
- Мы видим и существующие проблемы: например, относительно низкие возможности трудоустройства в том числе лиц, обученных и переобученных в рамках программы, — призналась глава Минтруда.
- Значительное количество рабочих мест, открытие которых предполагалось государственными и отраслевыми программами и с чем, по существу, были связаны индикаторы программы по трудоустройству, фактически еще не созданы, — вновь кивнула она на акиматы.
И перешла к самому главному — трудовым конфликтам.
- Несмотря на предпринимаемые меры, в первом полугодии на производстве пострадали 1043 человека, в том числе погибли — 127 человек, имели место 13 трудовых конфликтов, — констатировала она и назвала сумму выявленной госинспекторами по труду задолженности по заработной плате в 390 проверенных организациях — 3,6 миллиарда тенге.
В завершение своей речи министр патриотично пообещала, что система социальной помощи населению страны будет совершенствоваться до победного конца (то ли системы, то ли населения, осталось непонятным).
Конфликтов-то все больше
Госсекретарь вышел на трибуну с явным намерением махать шашкой. Что и начал делать практически сразу:
- У меня есть сведения, что по республике сегодня имеется задолженность по заработной плате на сумму 1 миллиард 821 миллион тенге, одна треть из них составляет только задолженность по Алматинской области — 738 миллионов тенге, тогда как густонаселенный Южный Казахстан имеет в 20 раз меньше задолженности. У меня вопрос: почему так происходит? — обратил взор он на заместителя акима области и Гульшару Абдыкаликову.
Те безмолвствовали, припечатанные эвфемизмом знаменитого филатовского «Это как же, вашу мать, извиняюсь, понимать?!» из «Федота-стрельца».
Удовлетворенный красноречивым молчанием ягнят, Кул-Мухаммед перешел ко второй части филатовского высказывания: «Вы ж не Франция какая, чтобы смуту подымать».
- По данным Генеральной прокуратуры, только в июне этого года имелось более 23 трудовых споров и конфликтов, — поймал он министра труда на, мягко говоря, слабом знании оперативной обстановки на вверенной ей грядке.
- Так, в Акмолинской области имеются серьезные предпосылки к обострению трудового спора на золотодобывающем предприятии «Алтынай-Кокшетау», в Сандыктауском районе Акмолинской области на руднике Шантобе более 900 рабочих недовольны условиями оплаты труда, непростая ситуация складывается и в Карагандинской области в «АрселорМиттал Темиртау», рабочие предприятия периодически организуют предупредительные забастовки. Несмотря на то что действия работников этого предприятия организованы, есть даже забастовочный комитет, конфликт по сей день не решен, — перечислил госсекретарь.
Заметив, что количество трудовых споров и конфликтов растет, Кул-Мухаммед предложил Минтруда свой рецепт разруливания ситуации.
- Каждый социальный инспектор должен знать об этом (о трудовых конфликтах), и если где-то не хватает ваших полномочий, надо передать их (материалы дела) в соответствующие правоохранительные органы, чтобы на правовом поле решались все эти конфликтные вопросы.
Заявив, что у него есть данные о трудовых спорах и конфликтах во всех регионах Казахстана, он передал их для ознакомления министру. Но на этом лекция из Акорды на коллегии не закончилась: госсекретарь рекомендовал Абдыкаликовой… развивать «живую заинтересованность программой» со стороны населения республики. Потом, правда, оговорился, что подразумевается безработное население.
- Следует чаще встречаться с каждым из ваших подопечных, что будет способствовать укреплению в них чувства сопричастности к общему делу, — посоветовал госсекретарь министру проявлять общительность. — Многие в регионах не знают, что делается правительством по поручению главы государства по социальной модернизации страны, какие они льготы имеют, где какие есть рычаги продвижения малого и среднего бизнеса на селе. Каждый социальный инспектор должен знать об этом и быть пропагандистом этого дела…
Помимо этого представитель Акорды рекомендовал министерству провести среди населения ликбез по трудовому праву — правда, почему-то не для того, чтобы рабочие лучше могли отстаивать свои права, а чтобы «поставить большую преграду для иждивенческих настроений и искажений идей социальной справедливости».
Почаще проверяйте и прессу читайте
Кстати, на коллегии выяснилось, что если идеи социальной справедливости искажают провокаторы, то суть госпрограмм искажают «недобросовестные подрядчики» — и кто из них опаснее, поди разбери.
- Многие прекрасные проекты, которые были запланированы правительством и регионами, особенно по «дорожной карте», по модернизации ЖКХ, средства на них потрачены не по назначению. Сегодня имеется немало фактов, по которым возбуждены уголовные дела, — напомнил Кул-Мухаммед и посоветовал проводить «очень частые инспекторские проверки в регионах» и… читать СМИ, где «нередко приводятся такие факты, когда деньги потрачены, акт о приеме объекта подписан, а на самом деле в объекте масса недоделок и упущений».
После чего обрушился с критикой на отдельные регионы, которые, по его сведениям, даже не начали работу по развитию сельской инфраструктуры, планируемой в рамках программы «Занятость-2020».
- По развитию сельской инфраструктуры объем финансирования по Восточно-Казахстанской области запланирован на уровне 968 миллионов тенге, по Карагандинской — 946 миллионов, по Костанайской — 699 миллионов, по Павлодарской — 574 миллиона, а освоение — уже август — ноль! Это говорит о самом плохом показателе вашей работы по этим регионам, — обратился он к Гульшаре Абдыкаликовой.
Напоследок госсекретарь «наехал» на вотчину Имангали Тасмагамбетова — Астану, которая хуже всех регионов Казахстана реализует «Молодежную практику» — одно из направлений программы «Занятость-2020».
- По направлению «Молодежная практика» по республике есть очень впечатляющие показатели, особенно по Жамбылской области — 146%, трудоустроено 2 тысячи 684 человека, — назвал он тех, с кого стоит брать пример столице. — В то же время в Астане этот показатель равен 38%, тогда как рабочих рук здесь как раз не хватает…
Надо что-то с этим делать, заметил госсекретарь, и на этой скорбной ноте завершилась коллегия.
Источник: Газета “Голос Республики” №27 (249) от 27 июля 2012 года