В Усть-Каменогорске начинается беспрецедентный судебный процесс. Местная газета Flash!, ее главный редактор Денис Данилевский и журналист Сергей Михеев получили иск от автора и режиссера документального фильма «Дорогами Мустафы Шокая» Касымхана Бегманова за то, что негативно высказались о… его герое!
Автор: Андрей ЕФИМОВ
За оскорбление чувств создатель фильма требует взыскать с обидчиков пять миллионов тенге.
Пособник Гитлера или патриот?
В июле прошлого года акимат Усть-Каменогорска провел презентацию фильма, на которой присутствовали представители городских СМИ города. По словам Дениса Данилевского, за освещение этого события акимат платил прессе в рамках госзаказа, но он отказался писать хвалебный материал.
Вместо этого главред опубликовал в своей газете статью «Национал-патриоты против Таможенного союза», где возмутился тем, что исполнительные власти на платной основе презентовали для прессы фильм, повествующий о «фашистском прихвостне», «который в годы войны сотрудничал с гитлеровцами, создавал из пленных красноармейцев т. н. Туркестанский легион». «Мустафа Шокай — это, по сути, казахский Власов», — написал в своем материале журналист.
Спустя месяц его коллега Сергей Михеев опубликовал в газете материал «Когда черное становится белым», в котором назвал Мустафу Шокая «несостоявшимся правителем-гаулейтером Казахстана и Средней Азии», одним из идейных руководителей Туркестанского легиона. По мнению Сергея Михеева, эти неприглядные факты в биографии Шокая «убедительно доказаны».
Автора и режиссера фильма Касымхана Бегманова такие высказывания возмутили до глубины души.
- Мустафа Шокай — видный общественный деятель, первый казахский политический эмигрант, отдавший жизнь ради свободы тюркских народов! — считает он. — Он никогда не был прихвостнем, его личность и политическая деятельность долгое время были мало изучены. Он открыто критиковал советскую власть, находясь в эмиграции, был приверженцем политической концепции объединения тюркских народов с целью обретения ими свободы и независимости. Но никогда он не служил фашистам.
Разные книжки читали
Касымхан Бегманов узнал об этих материалах совершенно случайно — газета все-таки местная. Режиссер посчитал себя глубоко оскорбленным журналистскими статьями и в конце января этого года написал газете и авторам досудебную претензию.
- Но нам так и не ответили, — рассказала адвокат режиссера Галина Хван. — Вместо этого кто-то поместил нашу претензию в Интернете. После этого мы обратились с иском в суд. Бегманов очень трепетно относится к своему герою, поэтому посчитал, что негативными высказываниями о Мустафе Шокае оскорбили его честь и достоинство. А из газетных публикаций выходит, что он снял фильм о пособнике фашистов!
По информации автора и режиссера фильма, при его создании он пользовался документами из архивов Казахстана, Грузии, Турции, России, Франции и Германии, исследованиями современных казахстанских ученых. Мустафе Шокаю поставлены памятники в Париже и его пригороде Ножан-сюр-Марне, в его честь названы улицы во многих городах нашей страны.
Но, как оказалось, есть чем крыть и у журналистов. Просто они… читали разные с режиссером книжки.
- И я, и Сергей — историки по образованию, — рассказал Денис Данилевский. — Мы долгое время работали в школе. Мой дед пропал без вести на фронте, у Михеева воевал отец. Поэтому нас возмутило, что из Шокая сделали героя. Не признана утратившей силу литература, где сказано, что он сотрудничал с гитлеровцами и посещал концлагеря советских военнопленных с ведома нацистского руководства. Это — энциклопедия «Казахская ССР», изданная в Алма-Ате в 1985 году, книга Серика Шакибаева «Падение «Большого Туркестана», издательство «Жазушы», Алма-Ата, 1972 г. Также источниками являются статьи доктора политических наук Бахыт Садыковой в газете «Казахстанская правда» за 1997 год.
Помимо этого, по словам Дениса Данилевского, в Казахстане Шокай не признан государством в качестве героя или человека, имеющего какие-либо заслуги перед страной. Все, что делается в отношении пропаганды его личности, в том числе и присвоение его имени улицам, — это частная инициатива. Также в Казахстане нет закона, запрещающего критические высказывания в адрес Мустафы Шокая, не предусмотрено и наказание за такие высказывания и публикации.
- Но такого еще не было ни в одной постсоветской стране, чтобы судились по поводу исторической личности. У нас миллионы высказанных мнений о Ленине, Сталине, но никто же по поводу негативных о них высказываний суды не затевает, пытаясь установить, гении они или злодеи, — недоумевает Денис Данилевский. — На наш взгляд, режиссер является ненадлежащим истцом, ведь лично его мы никак не задели, не давали оценок ему и его фильму.
А Сергей Михеев недоумевает по поводу размера компенсации морального ущерба, которую запросил с них г‑н Бегманов.
- Семьям погибших в Жанаозене государство компенсирует всего лишь по миллиону тенге, пострадавшим — по 500 тысяч. А с нас и независимой газеты — пять миллионов?! — возмущен он.
Досталось всем
«На наш взгляд, журналисты в своих материалах не высказывали свое мнение, а именно категорично заявили, что Шокай — пособник Гитлера, — настаивает Галина Хван. — На мой взгляд, обязанность журналиста — дать объективную картину, привести диаметрально противоположные мнения. Понятно, что есть разница между современной историей и историей советской. Кстати, после того как претензия режиссера к газете была выложена в Интернете, под ней было много негативных комментариев в отношении Касымхана Сейтхановича. Он по этому поводу тоже очень сильно расстроился».
По мнению Дениса Данилевского, ни о чем не говорит то обстоятельство, что пользователи «посрамили» режиссера. Самому Данилевскому, к слову, тоже досталось. Так, под статьей «Национал-патриоты против Таможенного союза», которую разместили на сайте газеты, в адрес Дениса Данилевского от анонимного читателя поступила откровенная угроза: «Если вы не извинитесь за Мустафу Шокая, я вам обещаю вас найти и убить! Если не смогу вас найти, то перебью всю вашу семью. Это не угроза и не какая-нибудь чушь, это серьезно и очень серьезно».
Предварительная беседа с участниками дела в суде города Усть-Каменогорска, куда подал иск режиссер, уже состоялась. Ближайшее заседание назначено на 17 мая.
Источник: Газета “Голос Республики” №17 (239) от 11 мая 2012 года