Отказав в марте этого года в визе депутату Европарламента Полу Мерфи, казахстанские власти только еще больше подогрели интерес международной общественности к событиям в республике. Теперь посетить Казахстан готовится большая делегация европейских чиновников и правозащитников. Об этом во время пресс-конференции в Москве заявил помощник депутата Пола Мерфи Роберт Джонс.
Автор: Татьяна ГАРЬКАВАЯ
23 августа на пресс-конференции «О судебной расправе над лидерами казахстанской оппозиции», прошедшей в Независимом пресс-центре (Москва), казахстанские и российские эксперты рассказали журналистам об особенностях громкого политического процесса против лидера незарегистрированной партии «Алга!» Владимира Козлова, активиста движения «Народный фронт» Серика Сапаргали и одного из руководителей многомесячной забастовки нефтяников Акжаната Аминова. Их обвиняют в «разжигании социальной розни», «создании организованной преступной группы и в попытках свержения существующего строя».
Хронологию событий в Казахстане, приведших к суду, во время пресс-конференции рассказал сопредседатель Социалистического движения Казахстана Айнур Курманов. Он напомнил, что 16 декабря 2011 года в городе нефтяников Жанаозене был расстрелян мирный митинг бастующих рабочих. 17 из его активных участников и лидеров забастовки уже осуждены на разные сроки заключения — от 3 до 7 лет — за организацию и участие в массовых беспорядках. И вот теперь дошла очередь до лидеров оппозиции — казахстанские власти их судят за моральную и политическую поддержку забастовки нефтяников.
«Власти пытаются раздавить политическую оппозицию в Казахстане, и выходит, что республика идет по пути Белоруссии и отчасти России или Россия идет по пути Казахстана», — отметил российский правозащитник Лев Пономарев. Судебный процесс в Актау он назвал репетицией будущих политических репрессий в России. На следующей неделе он лично планирует посетить судебные слушания в Актау.
Получится ли у него осуществить эти планы? Ведь, по словам участников пресс-конференции, власти Казахстана делают все, чтобы максимально скрыть подробности суда над оппозицией. Даже запретили въезд в страну ряду зарубежных правозащитников и политиков.
Одним из самых нежеланных гостей в республике является молодой депутат Европарламента от левой фракции Пол Мерфи. Как рассказал во время пресс-конференции его помощник в СНГ Роберт Джонс, в июле прошлого года он был в Казахстане и выразил свою поддержку нефтяникам. При этом Мерфи категорически не принял аргументацию властей о том, почему силовики стреляли в людей, и публично заявил об этом. Это было расценено режимом Назарбаева как разжигание социальной розни, поэтому попытки Мерфи получить разрешение на въезд в Казахстан с тех пор заканчиваются неудачей. Но, как сообщил Роберт Джонс, евродепутат не сложил руки и намерен в ближайшее время найти способ приехать в Казахстан.
Пол Мерфи принял решение вместе с коллегами еще раз подать заявку на получение визы в Казахстан. Последний раз он подавал заявку в марте. После того как он получил отказ, он направил заявление председателю Европарламента о том, что казахские власти ограничивают доступ евродепутатов в страну. «Отказ только подогрел интерес европейской общественности к нынешним событиям в Казахстане, и теперь еще большее количество представителей профсоюзных организаций, политиков и правозащитников выразили свое желание посетить Казахстан», — сообщил журналистам Роберт Джонс.
«Что это за демократическая система, где человек не может даже сказать, что одна сторона права, а другая — нет? — недоумевал г‑н Джонс. — Казахстанские власти ошибаются, если думают, что, вынося приговор Курамшину и другим оппозиционерам, о нем никто нигде не услышит. Мы не будем молчать. Вчера, когда прокурор запросил 14 лет Курамшину, реакция не заставила себя долго ждать. В Казахстан было направлено более ста протестов из Великобритании, Германии, Ирландии, Франции и даже из Бразилии, Нигерии, ЮАР, США. Международные акции будут и в поддержку Владимира Козлова. Уже прошли концерты в Австрии, у посольства Казахстана в Лондоне. И это движение будет только расти».
Как же так получилось, что событиями в Казахстане больше интересуется общественность из дальнего зарубежья, чем его ближайшие соседи? «В России очень мало внимания уделяют казахстанским событиям, хотя они имеют исторический характер, — отметил российский правозащитник Лев Пономарев. — Да что там о казахстанских событиях говорить, если в России уже позабыли о московских событиях 6 мая. А между тем задержанным во время майского митинга в Москве грозят серьезные сроки. Но российские власти делают все, чтобы отвлечь внимание людей от этого другими громкими, но менее важными событиями».
То есть, как признал Лев Пономарев, российские правозащитники очень сильно загружены, и у них просто нет ресурсов для участия в событиях в Казахстане.
А процессы там набирают тем временем обороты. Как рассказал представитель независимого казахстанского профсоюза «Жанарту» («Возрождение») Юрий Виньков, несмотря на то что жители Казахстана очень запуганы, они долго молчать не будут. Так, на западе республики продолжают находить стихийные захоронения погибших во время событий в Жанаозене. Но люди боятся об этом говорить. Гнев у казахстанцев вызывает и то, что сейчас происходит во время судебного процесса в Актау. «Во время судебных слушаний выясняется много фактов, свидетельствующих о лживости власти и о ее причастности к подготовке трагических событий в Жанаозене в декабре прошлого года», — сказал г‑н Виньков.
Казахстанские эксперты уверены — терпение людей не бесконечно. Энергия протестов накапливается и уже осенью может выплеснуться в новые забастовки.
Visit site:
Власти запретами накликали гостей