«САМОУТВЕРЖДЕНИЕ» ТОКАЕВА?
В издающейся в Вашингтоне газете Diplomat в статье «Даригу Назарбаеву сняли с главной должности в сенате» анализируют президентский указ об отзыве депутатского мандата Дариги Назарбаевой и высказывают предположение о «возможной “борьбе” за власть между Токаевым и Назарбаевыми».
Издание напоминает, что спикер сената, согласно Конституции Казахстана, — первый в очереди на пост президента в случае отставки или смерти действующего главы государства. Этот механизм однажды «обкатали» на практике: в марте 2019 года Касым-Жомарт Токаев вступил в должность президента после сложения полномочий Нурсултаном Назарбаевым, а освободившееся после инаугурации Токаева кресло главы сената заняла старшая дочь Назарбаева. Наблюдатели тогда предположили, что Назарбаев, возможно, готовится к династийной передаче власти. Поэтому решение убрать из сената Даригу Назарбаеву многим показалось неожиданным.
В комментарии Diplomat’у старший научный сотрудник Программы России и Евразии Фонда Карнеги Пол Стронски говорит, что «отсутствие прозрачности в казахстанской политической системе затрудняет ответ» на вопрос о том, означает ли отстранение Назарбаевой «самоутверждение» Токаева.
Отстранение, безусловно, — «большой смелый шаг со стороны Токаева, но мне трудно поверить, что Токаев сделал это без согласия Назарбаева или по крайней мере без его ведома», отмечает Стронски.
Бывший президент никак не высказался по поводу решения своего ставленника. Момент, когда Даригу Назарбаеву убрали из парламента, «добавляет конспиративной атмосферы», пишет автор статьи. В апреле Назарбаева и ее сын попали в заголовки мировых изданий в связи с судебным разбирательством в Великобритании (следователи арестовали три объекта элитной недвижимости, утверждая, что они приобретены на незаконные деньги; суд в Лондоне снял арест). Пол Стронски считает, что «это было грязно, и то, что эта грязь всплыла в то время, когда страна переживает огромный экономический кризис и кризис в сфере здравоохранения, — плохо для системы в целом».
По мере разворачивания кризиса в связи с падением цен на нефть и вспышкой коронавируса Токаев вышел на центральную позицию, а Назарбаев остался на заднем плане, говорится в статье.
«В первую очередь это проверенная автократическая тактика: никто не любит сообщать плохие новости, если этого можно избежать. Но пока COVID-19 выявляет сплошные проблемы в экономике и системе здравоохранения Казахстана, это период не только значительного риска, но и уникальной для Токаева возможности проявить себя», — пишет Diplomat.
Стронски называет назначение Маулена Ашимбаева, бывшего заместителя руководителя президентской администрации, на должность спикера сената «сигналом, что Токаев и/или система хотят видеть на этом месте способного технократа». Что на самом деле означает отстранение Назарбаевой? Ответ может проясниться, когда станет известна ее следующая должность, говорит Стронски: «Назарбаева годами занимала руководящие должности и покидала их, так что для нее перетасовка — обычное дело».
«Мутная политика для Казахстана — в порядке вещей. Перетасовка чиновников не является чем-то новым для политического ландшафта Казахстана или Центральной Азии в целом. Порой такие перетасовки означают важные сдвиги за кулисами, а порой — нет. В отсутствие внутренней информации, проясняющей причины увольнения Назарбаевой, остаются только догадки и домыслы», — резюмирует Diplomat.
ЖДАТЬ ЛИ РАЗНОГЛАСИЙ С КУЛИБАЕВЫМ?
На сайте деловых новостей intellinews.com в статье «Интрига в Казахстане: объявлен преемник Назарбаевой в качестве спикера парламента» пишут о «реконфигурации влияния в казахстанской элите» и строят предположения о борьбе нынешнего президента с семьей бывшего.
«Если идет настоящая борьба за власть, то это, возможно, станет очевидным только в том случае, если Токаев продолжит ограничивать других членов семьи Назарбаева, а именно зятя и олигарха Тимура Кулибаева и вторую дочь и бизнесвумен Динару Назарбаеву», — отмечают в статье.
Сообщения 2019 года указывают на возможные разногласия между Токаевым и Кулибаевым, говорится в публикации, которая ссылается на материал, выданный оппозиционно ориентированным сайтом Kazakhstan 2.0 прошлой осенью. В нем написали, что Токаев нарушил негласные правила во время своего сентябрьского визита в Атырау, приуроченного к празднованию 120-летия нефтегазового сектора Казахстана: Кулибаева якобы отодвинули на второй план, не дав ему выступить на заседании под председательством Токаева. И это при том, что Кулибаев пользуется статусом «ключевого игрока» энергетической отрасли и возглавляет ассоциацию Kazenergy, отмечается в статье.
Наблюдатели полагают, что «у Назарбаева нет плана, направленного на сохранение прямого правления его семьи». Он скорее нацелен на «группового преемника», чтобы различные представители элиты имели бы долю во власти и совместно поддерживали президента, который привержен соблюдению их интересов, считает intellinews.com.
«НЕПРИЯТНЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ДРАМЫ»
В британском журнале Economist в статье «До свидания, Назарбаева» обращают особое внимание на предысторию снятия дочери экс-президента с должности в сенате.
Приход Дариги Назарбаевой на должность спикера в прошлом году рассматривался как своего рода «страховка» — на случай, если «Назарбаев по каким-либо причинам не будет удовлетворен Токаевым», — либо как «подготовка для продолжения династии Назарбаевых, когда подойдет время», пишет издание. «Поэтому, когда Назарбаева потеряла работу, казахстанцы удивились и пришли в замешательство», — продолжает Economist.
«Это вызвало разговоры о том, что Токаев, которого многие считают марионеткой кукловода Назарбаева, пытается укрепить свой авторитет. Однако “лидер нации”, как называют господина Назарбаева, по-прежнему возглавляет контролирующий силы безопасности орган и, безусловно, мог бы предотвратить эти изменения, если бы захотел. Это говорит о том, что госпожа Назарбаева стала жертвой не господина Токаева, а своего отца. Если это так, то ее проблемы, вероятно, связаны не с событиями в столице страны Нур-Султане, переименованной в честь Назарбаева в прошлом году, а со странными событиями в Лондоне, где в последнее время разворачивались две неприятные семейные драмы — в судах и вокруг реабилитационной клиники для богатых и знаменитых», — предполагает Economist.
В апреле Назарбаева и ее старший сын Нурали Алиев отразили попытку британских властей конфисковать лондонскую недвижимость, стоимость которой оценивается в 80 миллионов фунтов стерлингов (свыше 100 миллионов долларов). Британские следователи не смогли доказать, что семья экс-президента Казахстана приобрела это имущество на незаконные средства. «Однако дело бросило нежелательную тень на состояние семьи Назарбаевых (состояние другой дочери [Назарбаева], Динары Кулибаевой, и ее мужа Тимура Кулибаева составляет, по данным журнала Forbes, 5,2 миллиарда долларов), в то время как пандемия коронавируса и низкие цены на нефть подрывают экономику Казахстана», — говорится в статье.
Еще большую неловкость вызвали выпады младшего сына Дариги Назарбаевой, Айсултана, имя которого за последний год не раз появлялось в британских таблоидах, пишет Economist. Его приговорили к условному сроку по обвинению в нападении на полицейского, обязав лечиться от наркозависимости в лондонской клинике, где проходили курсы состоятельные клиенты. В январе Айсултан разместил в Facebook’е серию поразительных обвинений. Самый шокирующий его пост — это утверждение о том, что его настоящий отец не Рахат Алиев (бывший муж Дариги Назарбаевой), а Нурсултан Назарбаев. Казахстанские чиновники заявили, что это «фантазии [нарко]зависимого человека».
Дарига Назарбаева «не слышит» вопрос о сыне (23 января 2020 года):
В статье вспоминают, что Дарига Назарбаева и раньше покидала политическую сцену. В 2007 году, когда ее тогдашний муж Рахат Алиев оказался в опале, Дарига Назарбаева развелась с ним, а казахстанские суды «заочно признали его виновным в чудовищном заговоре с целью свержения Назарбаева с помощью отравленных изотопов и наемников», пишет издание. Через несколько лет Назарбаева вернулась в политику, затем возглавила сенат.
Economist пишет, что ни один спикер казахстанского сената не появлялся в заголовках зарубежной прессы так много, как Дарига Назарбаева. Столько не писали о Токаеве, когда он стоял во главе палаты, и вряд ли напишут о Маулене Ашимбаеве, который занял кресло спикера после Назарбаевой, заключает Economist.
РАЗОБЛАЧЕНИЕ АКТИВОВ
В британской газете Telegraph в статье «Президент Казахстана лишает дочь предшественника ключевой роли после разоблачения активов в Великобритании» тоже пишут о разбирательстве в Лондоне.
«Нынешний президент Касым-Жомарт Токаев не представил каких-либо объяснений неожиданного отстранения Дариги Назарбаевой от должности спикера сената, но решение принято вскоре после громкого процесса в лондонском суде, в ходе которой раскрылись детали ее огромного личного состояния», — пишет Telegraph.
Журнал Forbes в 2013 году оценил состояние Дариги Назарбаевой в 595 миллионов долларов, а в «Панамском досье» — утечке документов из юридической конторы — она значилась владельцем зарегистрированной на Британских Виргинских островах оффшорной компании.
За десятилетия правления Назарбаева члены его семьи накопили колоссальные капиталы, но журналистам в Казахстане по закону запрещено расследовать это богатство, отмечают в статье. Однако некоторые подробности о состоянии Назарбаевой всплыли весной в Верховном суде в Лондоне, когда она вместе с сыном Нурали Алиевым пыталась отстоять имущество, на которое наложили арест по «ордерам на богатство неустановленного происхождения».
Британское Национальное агентство по борьбе с преступностью заявило, что недвижимость куплена на преступные деньги покойного бывшего мужа Назарбаевой. Суд не принял эти доводы и отменил ордера. Тем не менее этот процесс привлек внимание общественности к деловой империи Назарбаевой, которая охватывает сахарную, автомобильную, банковскую отрасль и медиаиндустрию, отмечает Telegraph.
Оригинал статьи: Казахстан — Радио «Свободная Европа»/Радио «Свобода»