Власть начала гнить изнутри
После подсчета примерно 96% протоколов в Госдуму РФ проходят четыре политические партии: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и ЛДПР, при этом единороссы потеряли конституционное большинство.
Согласно данным, которые обнародовал в понедельник на
Однако аналитики довольно спокойно восприняли столь существенный недобор голосов партией власти. «Снижение «Единой России» было предсказуемо — так же, как и рост коммунистов, — сказал нам ведущий научный сотрудник Института географии Российской академии наук, политолог и публицист Дмитрий Орешкин. — Не был предсказуем только масштаб этого снижения. Очень важно, что эти цифры получены на фоне уменьшения доверия не только к партии, но и к избирательной системе, т. е. фактом общественного собрания стало то, что победа притянута за уши за счет фальсификаций».
То есть, по его мнению, проигрыш партии власти был предсказуем. «Два последних года рейтинг «Единой России» устойчиво падает вниз. И рейтинг Путина тоже. По существу, рейтинг «Единой России» был отражением рейтинга Путина», — утверждает Орешкин.
А по мнению ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Павла Салина, результат «Единой России» — очень серьезное предупреждение власти, но еще не крах. «Серьезный удар по политической системе не нанесен, потому что «Единая Россия» сохраняет простое большинство, — сказал Павел Салин. — А в России почти все законопроекты принимаются простым большинством, поэтому единороссы сохранят доминирование в Госдуме».
С другой стороны, то протестное голосование, которое вылилось в итоге в повышение результата у всех оппозиционных парламентских партий, должно заставить власть задуматься. «Сейчас пока протестные настроения ассимилируются в легальную партийную оппозицию, но если ситуация не изменится, то в течение
Пока этого не произошло. Попытки устроить массовые протесты в Москве практически провалились. Даже националисты собрали всего лишь 500 человек. «С одной стороны, власть получила очень серьезный неприятный удар. С другой стороны, у нее есть срок и пространство для маневров, чтобы учесть уроки. Так что, думаю, что в сложившейся ситуации результат для нее если не оптимальный, то близкий к оптимальному», — отметил Павел Салин.
А политолог Дмитрий Орешкин считает, что «Единая Россия» проиграла сама себе. «Никто сверху или сбоку ударов по вертикали власти не наносил, — считает эксперт. — Удар подразумевается, когда он наносится извне, а здесь, скорее, изнутри гнило. Это не удар, а проигрыш. Причем непонятно кому — пожалуй, самой себе».
Депутаты перестанут быть зайчиками
Предварительное распределение мест в Госдуме, по сообщению ЦИК РФ, будет следующим: «Единая Россия» — 238 мандатов, КПРФ — 92 мандата, ЛДПР — 56 мандатов, «Справедливая Россия» — 64 мандата. Эксперты считают, что новая дума полевеет, будет более динамичной и плюралистичной, а реальная политическая конкуренция увеличится — жить станет интереснее.
Гендиректор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов отметил, например, что «оппозиция получила больше возможностей влияния на текущий политический процесс, политическая конкуренция усилится, но доминирование «Единой России» сохраняется».
А по мнению Дмитрия Орешкина, дело вовсе не в раскладе Госдумы, а в социальном фоне, на котором новая дума будет существовать. «В нулевые годы дума не была местом для дискуссий и все депутаты сидели как зайчики, — сказал политолог. — Потому что знали, что цена им каждому в отдельности — ломаный грош и если
По мнению аналитика, «люди немножко развернули плечи по сравнению с советской эпохой и, пожалуй, даже по сравнению с путинской. «Вот в этом и заключаются основные изменения», — считает политолог.
А добиться конституционного большинства — дело нехитрое. «У «Единой России» в союзе с Жириновским всегда будет конституционное большинство. А Жириновский всегда проголосует так, как скажет ЕР. Формально разница невелика, велика разница неформальная. В том плане, что в обществе ситуация изменилась», — уверен эксперт.
Мнение Орешкина разделяет и политолог Павел Салин, который считает, что партии будут вести себя более смело, потому что эта кампания продемонстрировала много новых реалий. «Я думаю, окажется заразительным пример «Справедливой России», — отметил Павел Салин. — Эта партия в конце лета стояла перед угрозой развала, там были абсолютно упаднические настроения. Она ушла в жесткую оппозицию. Вела кампанию достаточно жестко и даже отвязно, критиковала власть. И в итоге получила столь приличный результат. Я думаю, что другие партии будут использовать ее опыт, т. е. не бояться переходить некоторые барьеры, границы и критиковать власть так жестко, как в нулевые было невозможно».
Премьерство Медведева под вопросом
Реагируя на предварительные результаты выборов, лидеры оппозиции заявили, что голосование предвещает новую эпоху коллективного государственного управления. Но, как отметил ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин, такие радужные надежды не совсем обоснованны.
«У оппозиции, понятно, потекли слюнки, они все (партии — авт.) улучшили результаты и стали намекать власти, что неплохо было бы поделиться мандатами, — говорит политолог. — Но коллективного правления нет, и сама оппозиция не хочет этого коллективного правления. Ее задача — по максимуму получить привилегии от власти, высокие посты и все прочее, но при этом не становиться самой властью, чтобы ни за что не отвечать. В этом проблема России, где нет реальной оппозиции».
Ведь что такое реальная оппозиционная партия? Это партия, которая стремится прийти к власти и взять на себя ответственность. А по мнению эксперта, в России есть оппозиционные партии, которые стремятся максимализировать результат, и это у них получилось. Но ни одна из этих партий не готов взять ответственность.
«На мой взгляд, «Справедливая Россия» совершила ошибку, когда заявила о готовности к коалиции в ответ на заявление Медведева о ее необходимости. Я думаю, что эта позиция не совсем выигрышная. Сейчас выигрышно
Кстати, не слишком удачные результаты правящей партии на парламентских выборах более всего ударят по нынешнему президенту. Теперь позиция Дмитрия Медведева, который, как ожидается, поменяется ролями с Путиным после мартовских выборов, под вопросом.
«Путин — политик с достаточно тонким умом, — считает Павел Салин. — Поставив во главе списка Медведева, он подставил его под удар. Сейчас ситуация с премьерством Медведева выглядит неопределенно.
Хотя с домыслами о наиболее удобной кандидатуре нового премьера представителям разных политических партий пока придется повременить. Сейчас перед ними стоит более важная задача — это делегитимизация власти.
«По большому счету, вся наша оппозиция является частью нашей власти, — считает Павел Салин. — И поэтому в отрыве от нее существовать не может. Наша оппозиция выигрышно смотрится только на фоне этой власти. Если власть будет более гибкой, более динамичной, то оппозиция будет смотреться менее выигрышно и более жалко на ее фоне».
Эксперт считает, что эти выборы наглядно показали: сейчас основная задача и тандема, и оппозиции — это остановить процесс делегитимизации власти, чтобы народ недовольство той или иной политической силой выражал в день голосования, а не на улице. Потому что если люди выйдут на улицу, то проиграют абсолютно все.
See more here:
«Единая Россия» тянет Путина вниз