Начнем эту статью с цитаты из письма известного казахстанского политика Серикболсына Абдильдина к нынешним кандидатам в президенты Казахстана. Можно сказать, что это своеобразный эпиграф к тому, о чем мы будем говорить ниже.
«Бытует информация о том, что Казахстан стал процветающим государством с сильной рыночной экономикой благодаря мудрому президенту планетарного масштаба. И сам Глава государства раз за разом подтверждает эту версию. Н. Назарбаев предвыборную гонку начал словами, что «за годы независимости мы прошли Великий путь. Наша страна вошла в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира. ВВП вырос в 20 раз и составил в 2014 году на душу населения 13 тысяч долларов» («Казахстанская правда», 12 марта 2015 года №47).
На новогодней встрече с журналистами провластных телеканалов он называл рост ВВП в 15 раз, а рост доходов населения в 17 раз. Будем считать, что президент прав и тогда, когда он не прав, так как он по Конституции не несет ответственности за свою деятельность. Президент Республики несет ответственность… только в случае государственной измены… выразившейся в переходе на сторону врага во время войны. Только остается загадочным, как за два месяца ВВП вырос с 15 до 20 раз?
На торжественном собрании, посвященном двадцатилетию независимости Казахстана, Н. Назарбаев привел более «убедительные факты» развития страны, сказав, что «таких темпов развития и улучшения показателей жизнеобеспечения ранее в мировой экономике никогда и нигде не наблюдалось… например, в Южной Корее за 20 лет ее суверенного развития ВВП на душу населения вырос всего в 3 раза, Малайзии — в 2 раза, Сингапуре — в 4 раза, Венгрии — в 5 раз, Польше — в 4 раза. А у нас в 16 раз. (В зале — бурные аплодисменты)», — из письма Серикбаолсына Абдильдина кандидатам в президенты РК.
Рост ВВП Казахстана, конечно же, есть, но не в 20 раз. Эта абсолютно безумная цифра родилась в воспаленных мозгах официозных аналитиков, не удосужившихся правильно посчитать. Они просто не учли конъюнктуру цен: за годы независимости обесценился доллар, серьезно девальвировал и тенге.
В 2012 году, выступая в Астане, президент российского «Сбербанка» Герман Греф ненавязчиво намекнул казахстанцам, что за 20 лет ВВП в Казахстане вырос примерно в два раза. Но в Акорде на подсказку не отреагировали, вследствие чего эта откровенная ложь продолжает звучать с высоких трибун, вызывая самые различные эмоции.
Одна из них — как можно голосовать за кандидата в президенты, который за почти четверть века правления страной так и не понял, что им реально сделано, и который свято верит, что он обеспечил 20-кратное процветание Казахстана? В реальности все далеко не так. Это, как и многое другое об успехах Казахстана, всего лишь миф, придуманный услужливыми чиновниками. Благодаря этим сказкам президент пребывает в эйфории величия, похоже, действительно веря в свою непогрешимость и миссионерство.
Увы, на самом деле все успехи назарбаевского правления куда более скромные. По мнению экспертов, ВВП Казахстана в сравнении с 1990 годом вырос примерно в два раза, что само по себе, в принципе, тоже неплохо. Спрашивается, зачем нужно было городить огород, гоняясь за высокой цифирью, призванной демонстрировать исключительность и величие заслуг. Зачем обманывать избирателей?
У такой сомнительной математики есть оборотная сторона. Она порождает сомнения вообще в части всех цифр, которые исходят от людей, способных вот так запросто манипулировать числами. Если можно вместо 2 сказать 20, то что мешает, скажем, вместо 45% объявить 90%? Отсюда сам собой возникает вопрос: а все те столь же безумные 90% поддержки елбасы на прошлых выборах не из этой ли оперы?
Вообще, это постоянное амбициозное и несолидное стремление быть на виду, источать бесконечные глобальные инициативы (как правило, невпопад), тащить всех в Астану, чтобы похвастаться своими детищем (хотя, строго говоря, хвастаться там нечем), не может не настораживать. А игра в цифры, показывающие, что у нас лучше всех, что мы чуть ли не впереди планеты всей, это вообще-то называется емким словом — понты.
Зачем нужен президент, у которого амбиции зашкаливают и который не может реально оценивать свою роль в развитии страны? Кому нужен лидер, который в принципе не умеет признаваться в своих ошибках? За более чем 20-летнее правление им ни разу не было признано, что сделано что-то не так, что в чем-то он ошибался, он ни разу не взял на себя ответственность за происшедшее по вине власти. Он всегда во всем прав.
Но так не бывает. Человеку свойственно ошибаться. Даже самому гениальному. Ошибки и неудачи неизбежны, особенно в таком сложном и трудном деле, как управление страной. На самом деле они, конечно же, есть. И доказательством тому все те проблемы, какими полна наша казахстанская действительность, то, как живет простой народ. Эти проблемы во многом есть следствие стратегических ошибок, неверных решений и отсутствия политической воли нашего президента, в руках которого сосредоточена вся полнота власти в стране. Но он этого никогда не признает. Все плохое в нашей жизни не имеет отношения к Назарбаеву, тогда как все хорошее, даже если оно более чем скромное, — это от президента.
Доминирует общая тенденция восхваления Назарбаева и приписывания ему всех достижений страны при замалчивании проблем, говорящих о его ошибках и неспособности решать задачи, стоящие перед страной. Это очень нездоровая и опасная ситуация. Вам нужен такой президент? Лично мне нет. Поэтому я ПРОТИВ! К сожалению, наша выборная система голосования не дает мне возможности выразить свое несогласие с его курсом.
Увы, всем, кто сегодня не согласен с курсом Назарбаева, на этих выборах не за кого голосовать. Система сделала все возможное, чтобы в выборах не участвовали его реальные оппоненты. Оппозиция разгромлена, ее лидеры подвергнуты судебным преследованиям, те, кто мог бы составить хоть какую-то альтернативность, до выборов не допущены. Голосовать же за тех кандидатов, которые участвуют в кампании, не имеет никакого смысла.
Во-первых, потому что имеющиеся кандидаты не являются альтернативными Назарбаеву. Они не представляют собой самостоятельные политические фигуры, а являются всего лишь обязательной частью процедуры переизбрания действующего президента. По сути, все участвующие сегодня в выборах кандидаты — подельники. Они все работают на один результат.
Во-вторых, даже если пофантазировать и предположить, что большинство казахстанцев вдруг возьмет и проголосует за одного из этих спарринг-партнеров, то это абсолютно ничего не изменит в части результатов выборов. Система так выстроена, что ПЕРЕВЫБОРЫ все равно состоятся. Понимание этого делает бессмысленным всякое участие в этом спектакле как противников, так и сторонников Назарбаева. Все предрешено, никакой интриги. Результат всем известен заранее.
Наконец, в‑третьих, сам факт голосования на избирательном участке (не важно, за кого) прежде всего легитимизирует эти выборы, добавляя политической солидности прежде всего Назарбаеву в его статусе «всенародно избранного президента». Чем больше придет на выборы, тем «всенароднее» он избранный. И наоборот. Собственно, явка на этих выборах — это основное, что нужно Акорде. Поэтому каждый решает сам — как ему относиться и к этим выборам и к той лжи, на которой они, собственно, и построены.