На Каспии начинают хозяйничать американские и китайские компании, а это угроза национальному достоянию и национальным интересам России, заявил политик и эколог Серикжан Мамбеталин, комментируя планы казахстанских властей диверсифицировать как транспортные маршруты, как и поставки нефти и газа.
Непростая экономическая и политическая ситуация, в которой оказалась Россия из-за присоединения Крыма, как считают эксперты, неизбежно скажется на казахстанской экономике. Этого, в частности, не отрицает президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который в марте призвал диверсифицировать казахстанские транспортные маршруты и обратить внимание на Каспийское море и коридор Европа — Кавказ — Азия.
В свою очередь министр нефти и газа республики Узакбай Карабалин рассматривает возможность транспортировки казахстанской нефти через порт Батуми, если возникнет такая необходимость из-за санкций, наложенных на Россию. «Это усиление направления, может быть, выхода через Каспийское море, через Азербайджан, Грузию на Черное море, тем более там есть казахстанский порт Батуми. Наш порт Актау обеспечивает до 12 миллионов тонн нефти», — сказал министр Карабалин.
То есть налицо всплеск интереса к теме коммерческого освоения Каспийского моря. Но чем оно чревато, если вспомнить о наличии проблем в этом регионе? Например, экологических, которыми занимается Фонд содействия сохранению Каспийского моря. Это мы решили выяснить у политика и эколога Серикжана Мамбеталина.
- Серикжан Есенгосович, известно, что Вы возглавляете Фонд содействия сохранению Каспийского моря. В последнее время в СМИ крайне мало информации о работе фонда. Чем он сейчас занимается?
- Это российский фонд, мы его зарегистрировали в Москве два года назад. Я не его председатель, а возглавляю экспертный совет. В него входят специалисты, экологи, ученые практически из всех прикаспийских стран, кроме Туркменистана. И без ложной скромности могу сказать, что наиболее активны наши казахстанские экологи, работающие в фонде. Это Махамбет Хакимов (руководитель ОО «Каспий Табигаты»), Галина Чернова (директор центра эколого-правовой инициативы «Глобус», член координационного совета Экофорума НПО Казахстана), Кирилл Осин (руководитель НПУ «Эко Мангистау») и так далее. На сегодняшний день уже сформирован костяк, который работает в этом фонде практически за идею.
- И в чем идея заключается?
- Она простая — спасти Каспий. Мы все пережили в свое время трагедию исчезновения Аральского моря, и теперь на наших глазах погибает Каспий. И когда я говорю — погибает, то отнюдь не утрирую. Каспийское море, как закрытая биосистема, приближается к критической точке в результате техногенного воздействия, а самую большую угрозу для Каспия представляет Кашаганское месторождение. Еще не было коммерческой добычи нефти, но на этапе предварительного бурения и освоения месторождения ущерб колоссальный. Например, популяция осетровых рыб снизилась в 20 раз, и пора бить в набат, если хотим спасти Каспийское море. Именно для этого я и зарегистрировал Фонд содействия сохранению Каспийского моря в Москве.
- Почему именно в России?
- Вы, наверное, помните, как у меня отобрали политическую партию «Руханият»? В том числе не без помощи транснациональных корпораций, которым невыгодно иметь в казахстанском парламенте «зеленую партию», поднимающую экологические вопросы и проблемы. Поэтому более двух лет назад фонд был зарегистрирован в Москве и действует по российским законам с международным экспертным советом. Хочу выразить признательность своим друзьям и коллегам, которые не только помогли зарегистрировать фонд, но и вошли в попечительский совет. Это чрезвычайный и полномочный посол Российской Федерации, экс-спецпредставитель президента РФ по Каспию Виктор Калюжный, заместитель председателя комитета по природным ресурсам и экологии Госдумы РФ Михаил Слипенчук, экс-глава Росохранкультуры Виктор Петраков. Фонд работает в силу своих возможностей, но не скрою, что нам не хватает более действенной поддержки со стороны прессы, предпринимателей и государственных органов как России, так и Казахстана.
- Проблема с финансированием фонда связана с тем, что государственные органы не считают необходимым вас поддержать, полагают, что сами прекрасно справятся без экологов?
- Если откровенно, то меня удивляет позиция России. После распада Советского Союза образовалось пять прикаспийский государств — Казахстан, Иран, Туркменистан, Азербайджан и Россия. Но не будем забывать, что западные транснациональные корпорации, которые занимаются добычей нефти, являются очень серьезными игроками на Каспии, а с продажей доли ConocoPhillips компании China National Petroleum Corp мы сами сделали Китай каспийским игроком. И это наша общая ошибка. Да, сейчас Китай никаких особых своих прав на Каспий не предъявляет, но что будет лет через двадцать? Спрогнозировать невозможно, и ведь никто эти вопросы не поднимает, кроме экологов.
- Если продолжить тему транснациональных корпораций, западных игроков в Каспийском регионе, то не секрет, что европейцы, особенно в свете последних событий в Украине, форсируют варианты строительства трубопроводов в обход России. Например, строительство Транскаспийского газопровода из Туркмении в Азербайджан. Россия выступает категорически против прокладки газопроводов по дну Каспия. На Ваш взгляд, чего в этом больше — политики или экологические риски действительно высоки?
- У России на этот счет есть два аргумента: неоконченная делимитация границ в Каспийском море, то есть какой сектор Каспия кому принадлежит. И второй аргумент — хрупкая экосистема Каспийского моря. Насколько я знаю, уже есть ТЭО Транскаспийского газопровода и европейцы будут форсировать практическое воплощение этого проекта.
Также мы знаем, что ЕС придерживается мнения, что строительство Транскаспия — это внутренне дело Туркмении и Азербайджана, а другие прикаспийские страны не вправе вмешиваться. Но, как эколог, могу сказать, что Транскаспийский газопровод представляет реальную угрозу, он будет помехой для миграции осетровых рыб. И если Россия хочет, чтобы эту позицию услышали, то это должно быть не только мнение госчиновников, но и аргументы признанных международных ученых и экологов. И наш Фонд содействия сохранению Каспийского моря готов взять на себя эту работу и выступить с вескими аргументами против строительства Транскаспийского газопровода.
- Продолжая тему экологии Каспия, насколько, на Ваш взгляд, безопасна транспортировка значительного объема казахстанской нефти по Каспию из порта Актау в случае возникновения такой необходимости из-за санкций, наложенных на Россию?
- Несомненно, транспортировка нефти танкерами несет определенные риски, и мы знаем, что случались масштабные экологические катастрофы, когда нефтеналивной танкер терпел крушение. Если на Каспии случится катастрофа, то Казахстан должен будет выплачивать ущерб, который он нанесет прикаспийским странам. А это могут быть суммы, которые поставят на колени экономику страны, учитывая, что биоресурсы Каспия оцениваются в триллионы долларов. И Казахстан окажется банкротом.
Поэтому очень важно не доводить регион до экологической катастрофы, а взять под контроль работу всех компаний на Каспийском море. Другими словами, на Каспии должен появиться свой Greenpeace International. Например, на основе нашего Фонда содействия сохранению Каспийского моря, который, по сути, единственный, кто занимается защитой Каспийского моря. Мы видим, как в России активно работают Фонд дикой природы и Greenpeace, но парадокс в том, что эти международные организации направлены на работу против «Газпрома» или «Роснефти», а вот Каспием никто, к сожалению, не занимается.
- То есть проблемы Каспия только на первый взгляд лишь экологические, а в действительности это большая геополитическая игра между основными мировыми державами?
- Спасение Каспия — вот он настоящий евразийский проект, в котором заинтересованы и Казахстан, и Россия. Нужно понимание и поддержка государственных органов, необходимо донести серьезность проблемы до первых руководителей России. Важно осознать, что на Каспии, который, несомненно, входит в сферу национальных интересов РФ, начинают хозяйничать американские, китайские компании, а это угроза национальному достоянию и национальным интересам России. Поверьте, как только американцы начнут на Кашагане добывать нефть, они тут же объявят северную акваторию Каспийского моря сферой своих национальных интересов.
Поэтому, пока есть время, нужно помочь Фонду содействия сохранению Каспийского моря встать на ноги и вместе нам добиться консервации Кашаганского месторождения и отмены реализации Транскаспийского газопровода. И в этом казахстанские интересы абсолютно совпадают с политикой Российской Федерации. Нам не нужны на Каспии транснациональные корпорации, главная задача которых успеть опустошить наши природные кладовые, пока в цене «голубое топливо» и «черное золото».