“Прошло время просить, настало – требовать”, — решили представители движения «За справедливость», пострадавшие от мошенничества, и теперь требуют от президента, генерального прокурора и председателя Верховного суда создания при каждом суде в Казахстане Народного контроля.
Пресс-конференция,на которой было озвучено это требование, прошла в Бюро по правам человека и соблюдению законности, которое с прошлого месяца предоставляет свой зал для пресс-конференций гражданских организаций не бесплатной основе.
Как пояснил сотрудник Бюро Андрей Свиридов, такая возможность появилась у организации благодаря гранту Норвежского хельсинского комитета. Кроме собственно ресурсной помощи, Бюро предоставляет и юридическую консультацию на пресс-мероприятиях.
Но вренемся к вышеупомянутой пресс-конференции: ее спикерами стали лидеры движения «За справедливость» Софья Ибрагимова и Ильшат Кензин. Их поддержало Общество молодых профессионалов в лице директора Олеси Халабузарь, так как ОМПК вместе с организаторами составляет “черный список” казахстанских судей.
Кроме того, в зале собралось около десятка человек, каждый из которых имел свой кейс по столкновению с судебной системой.
Открывая пресс-конференцию Олеся Халабузарь пояснила, что сегодня в “черном списке” уже 80 судей. “Мы выявили, что прокуроры, суды и адвокатура действуют в унисон, и нет никого в стране, кто следил бы и обеспечивал соблюдение законности”, — подчеркнула она и передала слово лидерам движения.
Рассказывая о причинах, побудивших выйти с обращением к высшему руководству страны, Софья Ибрагимова подтвердила, что на своем примере каждый из пострадавших убедился: государственные органы, связанные с судебным производством, работают в унисон.
- Я, например, взяла для исследования направление ДТП, так как в прошлом году от неправомерных действий судов пострадали мой сын и зять. В случае с моим зятем через год после ДТП второй водитель подал на него в суд, заявив стоимость своего автомобиля в 1,3 миллиона тенге, тогда как реальная его стоимость была не более 300 тысяч тенге. И судья ничего не учитывал. В случае с моим сыном — он чудом остался жив в ДТП, лежал в больнице, а вторая сторона приходила и угрожала ему — если будешь жаловаться, мы тебя уничтожим. Никто даже не извинился перед нами, заочно прошел какой-то суд… Прокуроры и судьи бегут туда, где можно делать деньги, — описала она ситуацию.
Второй лидер движения Ильшат Кензин напомнил, что по статистике 10 судей в год увольняют за профессиональную непригодность.
- Власти спрашивают, почему люди лезут на башенные краны или поджигают себя, и сами отвечают — от правового нигилизма, мол не могут решить вопросы в рамках правового поля. Мы хотим сказать, что в рамках правового поля решить вопрос сейчас невозможно. Только если есть деньги, — заявил он, — а у нас денег нет… Мы пишем чемоданы писем от президента до прокурора, но получаем отписки — стандартный текст, который набирает одна и та же девушка. Если не заплатил (взятку — авт.) — вешайся, сжигай себя. Государство прячет голову в песок и не стесняется давать положительные репорты о своей работе.
К спикерам присоединилась и представитель Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) Зауре Нурмуханбетова.
- С чем бы мы ни сталкивались, судья всегда на стороне мошенников, судебная система превратилась в некий бизнес, — заметила она.
По ее словам, недавно судья Беков попался на взятке в 3 тысячи долларов, в одном ресторанов Алматы. Из этого же Алмалинского суда еще два судьи были уволены. Это три судьи из шести.
- О каком справедливом судебном отправлении можно вести речь? — спрашивает активистка. — Люди сами стали собираться в сообщества, обращаться в прокуратуру, в суды, и это движение только набирает обороты.
Выслушав спиеров, люди из зала начали вставать и рассказывать свои истории. У кого-то чуть не отобрала квартиру через банк ОПГ, в которой между собой близкими родственниками были судьи, нотариусы и финансовые полицейские. Кто-то не смог добиться справедливого решения и потерял много денег, акто-то земельный участок, приобретенный на последние деньги. Кто-то потерял единственное жилье и покончил жизнь самоубийством.
- Просить поздно, надо требовать, — прозвучало из зала, — нам надоели отписки и то, что нам запрещают митинги.
Движение предлагает, в первую очередь, уволить с занимаемых должностей глав ведомств, запятнавших себя «мошенническими историями». Во-вторых, добавить в каждую структуру на дисциплинарные заседания представителей НПО, создав Народный контроль, способный способствовать отмене неправомерных решений. В‑третьих, отменять спорные решения судей, которые были признаны профессионально непригодными.
А еще нужно сделать не прикосновенным единственное жилье граждан и доиться, чтобы международное законодательство стало приоритетным над казахстанским, как того требует статья 4 Конституции РК.