Пентагон объявил в прошлом месяце, что американские военные покидают авиабазу «Манас» в Кыргызстане, которая служила плацдармом для американских войск с 2001 года. Это решение будет иметь гораздо более широкие последствия, пишет Джошуа Кучера независимый вашингтонский журналист, специализирующийся на освещении проблем безопасности в Центральной Азии в статье для The New York Times.
По его словам, это знаменует собой окончание краткого эксперимента, основной целью которого было расширение американского могущества и влияния на Центральноазиатской стратегической арене. Транзитный центр «Манас» является ключевым местом для американских военных. Более того, это самое большое проявление американской власти в Средней Азии, которая приобрела почти мистическую привлекательность для политиков.
Збигнев Бржезинский описал Среднюю Азию как «великую шахматную доску», на которой должны были играть Соединенные Штаты для поддержания глобального господства. В свою очередь Генри Киссинджер (бывший госсекретарь США, — прим.ред) призвал к созданию прозападной «буферной зоны» в регионе, отделяющем Россию и Китай. Вашингтон выдвинулся на эту шахматную доску в конце 1990‑х, когда они (США, — прим.ред) пытались инициировать строительство трубопроводов, ведущих от Каспийского моря через Грузию и Турцию, пытаясь сломить монополию России на богатые нефтью и запасами природного газа области. Но, после терактов 11 сентября 2001 года США вынуждены были отказаться от долгосрочных стратегических целей в Центральной Азии в пользу краткосрочной военной целесообразности.
Соединенные Штаты создали базы в Узбекистане и Кыргызстане и маршруты логистики через весь регион ЦА. Они смогли договорится о военном присутствии в регионе для усиления своего влияния в Афганистане, но это также означало, что почти вся дипломатическая энергия Вашингтона ушла на обеспечение военного доступа. Центральноазиатские лидеры всегда имели преимущество перед Вашингтоном на разного рода переговорах. Они также могли завершить американское военное присутствие по своей прихоти. Например, Узбекистан в 2005 году приказал американцам оставить авиабазу «Карши-Ханабад» после того как Вашингтон призвал расследовать нарушения прав человека в стране.
Между тем, за последнее десятилетие Россия и Китай стали гораздо более активными в Центральной Азии. Кремль выступает против присутствия американских военных в регионе и для усиления сферы своего влияния подписал долгосрочные соглашения для поддержания военных баз в Кыргызстане и Таджикистане. Хотя ни одна из стран Центральной Азии не хочет быть во власти России, но никто не верит, что США могут быть истинным противовесом давлению Кремля. Вместо России, кажется, эту роль берет Китай, резко увеличивая экономическую деятельность в регионе за последние несколько лет, заключая крупные нефтяные и газовые соглашения.
Вашингтон винит Москву в потере базы «Манас», по их мнению она запугала кыргызских лидеров. Действительно, Россия долго оказывала давление на Кыргызстан. После того как Россия пообещала более $1 млрд в виде военной помощи, а также финансирование столь необходимых гидроэлектростанций и облегчение бремени задолженности, президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев решил закончить текущую аренду американской базы в июле 2014 года. Соединенные Штаты приложили усилия, чтобы остаться в «Манасе», но вскоре признали свое поражение.
В 2009 году Россия попыталась заставить закрыть базу «Манас», она предложила большую программу помощи, и тогдашний президент Кыргызстана Курманбек Бакиев объявил, что американцы должны будут уехать. Но в то время, Вашингтон договорился о новом соглашении, и г‑н Бакиев полностью изменил свое решение.
Что же изменилось? По иронии судьбы, Кыргызстан стал более демократичным. Г‑н Бакиеву и его предшественнику Аскару Акаеву Вашингтон дал огромные контракты на поставку топлива на базу, которые попала в руки теневых компаний, связанных с членами семей президентов. Роза Отунбаева, которая возглавляла временное правительство до декабря 2011 года, провела антикоррупционную кампанию, что повысило прозрачность в сфере ведения бизнеса, в частности связанных с базой «Манас», это также снизило стимулы будущих лидеров сохранить базу.
Кыргызстан единственная страна в регионе с парламентской формой правления. В парламенте были голоса, которые хотели сохранить базу. Но в это время суд в Нью-Йорке уладил дело против экстрадиции Максима Бакиева, сына экс-президента Бакиева. Это возмутило многих кыргызов, которые считают, что семья Бакиева украла сотни миллионов долларов.
Переезд американской базы в Румынию наводит на мысль о стратегическом отступлении на запад. Румыния и Болгария — оба члены Европейского союза и Атлантического альянса. Будущие страны для влияния на Дальнем Востоке, Черном море, в особенности, Украине и Грузии. Средняя Азия теперь кажется слишком далеко.
Источник: CA-NEWS