Евросоюз расширился. Новым, 28‑м членом Объединенной Европы с 1 июля стала Хорватия. Ее вступление, по мнению экспертов, — надежда на развитие и страны, и ЕС. Однако среди европейцев вновь распахнутые двери Евросоюза вызывают обеспокоенность.
Автор: Борис НЕМИРОВСКИЙ
В 2007 году, когда ЕС в очередной раз пополнился новыми членами (в него вступили Болгария и Румыния), лидеры сообщества приняли решение о том, что нужно взять паузу и на вступление в Евросоюз государств-кандидатов был наложен мораторий. Странам, желающим вступить в ЕС, предлагалось заключить договор об ассоциации — так поступили, в частности, с Турцией, Украиной, Молдовой и Сербией.
Но все в одночасье изменилось. Европейцы вновь открыли двери «общего дома». Хорватия в первый июльский день 2013 года стала 28‑м полноправным членом ЕС.
Кому выгоднее?
На площади Желасич в Загребе в течение недели готовились к большому празднику, посвященному присоединению Хорватии к Евросоюзу. Жители хорватской столицы проявляли немалый энтузиазм по поводу того, что они отныне будут гражданами общеевропейского дома. Они рады этому событию, что понятно, ибо появится свободный выход на огромный рынок труда Европы.
Это более, чем актуально для Хорватии. Уровень безработицы в стране достигает 20%, а уровень молодежной безработицы просто катастрофичен — более 50%. Возможно, поэтому тот факт, что Хорватия стала новым, 28‑м членом ЕС, вызывает энтузиазм далеко не у всех. Критики считают эту страну не только экономически, но и политически не готовой для такого шага.
Так готова ли Хорватия к Европе или она превратится в очередного «трудного ребенка ЕС», как Болгария и Румыния? Ведущий хорватский экономист Сандра Свалек уверена, что ее страна не станет обузой.
«Нынешние члены Евросоюза от вступления Хорватии получат больше выгоды, чем сама Хорватия, — заявила она журналистам. И привела пример: — Наша страна должна теперь соответствовать европейским стандартам чистоты окружающей среды. Это требует огромных инвестиций, например, в области очистных сооружений. У нас соответствующих технологий нет, а это значит — Хорватия в этом вопросе «завязана» на другие страны Евросоюза, на немецкие и другие иностранные компании. Они могут обеспечить нашу страну нужным строительством, и заработают немалые деньги».
Впрочем, госпожа Свалек признает и то, что Хорватия застряла в глубоком кризисе. Пять лет подряд продолжается стагнация, рост экономики — нулевой. Так может быть вступление в ЕС даст стране столь необходимый импульс к развитию?
Хорватский консервативный политик Андрей Пленкович сказал так журналистам по этому поводу: «Мы вступаем в ЕС, как стабильная страна, с потенциалом, немалую часть которого составляет отлично обученная рабочая сила. Кроме того, мы — страна средиземноморская. Наш прекрасный Адриатический берег — не только аттракцион для туристов, это еще и большой культурный мир, который мы приносим с собой в Европу».
Увы, но скептики, сомневающиеся в полезности вступления Хорватии в ЕС, склонны говорить не столько об обученных рабочих руках или культурном мире Адриатического побережья, сколько о коррупции.
К примеру, эксперт по вопросам борьбы с коррупцией Зорислав Петрович, руководитель загребского отделения международной организации Transparency International, настроен пессимистично. По его словам, Хорватия в последние годы серьезно продвинулась в подавлении коррупционных явлений, однако теперь есть опасность того, что со вступлением в ЕС этот процесс замедлится — мол, мы добились своего, теперь можно и передохнуть.
Петрович считает, что страны ЕС должны оказать в этом отношении давление на хорватское правительство: «Евросоюз должен каким-то образом и дальше следить за развитием событий и требовать от хорватских официальных органов продолжать улучшение системы. Если этого не произойдет, я опасаюсь, что все реформы просто встанут или в худшем случае — пойдут в обратную сторону».
Вполне вероятно, что европейские эксперты еще долго будут спорить о пользе или вреде вступления в ЕС Хорватии. А между тем на подходе следующий кандидат — Сербия. А в ноябре 2013 года на саммите «Восточного партнерства» в Риге сразу две страны должны подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом. И если в отношении Украины имеются весьма серьезные сомнения, то Молдавия считается стопроцентным кандидатом в ассоциацию. Но переварит ли эти события большой европейский дом? Покажет время.