Инициативная группа граждан предложила объявить 27 апреля в Казахстане Днем протеста. Они призывают выйти в этот день на митинг всех тех, у кого есть претензии к действующей власти. Разрешит ли акимат митинг, пока не известно, но заявка подана.
Автор: Канагат ТАКЕЕВА
Конечно, «протестанты» хотят, чтобы им выделили для акции площадь у памятника Абаю, но согласны и на традиционный сквер за кинотеатром «Сары-Арка». На пресс-конференции 8 апреля, ставшей презентацией акции, они заявили, что митинг предполагается массовый, потому что его повестка — призыв к власти решить широчайший круг социальных проблем.
Что подвигло людей, за которыми нет многочисленных организаций, выступить с таким громким заявлением? На чем зиждется их уверенность в том, что люди придут на митинг? Какие вопросы должна решить власть и почему она вообще должна прислушаться к мнению граждан?
Об этом наш разговор с гражданской активисткой, членом общества защиты прав потребителей «Норд-Вест» Канагат Такеевой.
Власть даже пишет с ошибками
- Канагат, до недавнего времени Вы не были замечены среди участников «протестных» акций, а теперь вдруг решили выступить в качестве организатора митинга. Почему? Все другие методы уже исчерпаны?
- Три года я уже занимаюсь правозащитной деятельностью. И сделала вывод, что большинство письменных обращений наши чиновники тупо игнорируют. Власть, уверовав в свою непоколебимость и вседозволенность, перешла в позицию полного игнорирования законных требований граждан.
Причем наши чиновники не только мыслят шаблонно, они и отвечают точно так же. Я не фигурально говорю, а вполне конкретно. Мы не поленились сравнить ответы одного ведомства на различные обращения, и в них повторяются не то что слова и фразы, а даже грамматические ошибки.
Было бы смешно, если бы не был так грустен вывод: заявления вообще не рассматриваются, и самое большее, что делают наши госслужащие, — это фамилии заявителей в своих ответах меняют.
- И суды тоже?
- Судьям приходится чуть сложнее. Но дел, которые заканчиваются положительными для населения решениями, — единицы. В частности, совсем недавно наше общество защиты прав потребителей «Норд-Вест» выиграло в районном суде дело, по которому реален возврат алматинцам средств за незаконно выставленные нормативы по отоплению. Но как сказал на пресс-конференции член общества Владимир Рукин, нам попался на редкость порядочный судья.
Добиться же подобного положительного решения, скажем, через АРЕМ, который тоже обязан защищать права потребителей, куда сложнее. Например, когда мы требуем предоставить полную расшифровку составляющих того или иного тарифа, чиновники ссылаются на то, что, допустим, в транспортировке участвуют частные компании и они не имеют права разглашать данные в соответствии с законом о коммерческой тайне. Но это же нонсенс — получается, мы платим непонятно сколько и неизвестно за что.
Честно сказать, писать в пустоту надоело. Тем более что в своих письмах власти граждане вольно-невольно оказываются в роли каких-то просителей. Они не требуют, даже не просят, а умоляют. Я не утрирую, у меня есть письма, в которых так и написано: «Умоляем — примите меры». Но, согласитесь, это же недопустимо.
Моя любимая статья нашей Конституции — третья, я не устаю ее цитировать: «Единственным источником государственной власти является народ». А мы на коленях, с протянутой рукой умоляем лиц, являющихся не господами, а слугами народа, помочь в разрешении тех или иных социальных проблем.
Я даже не могу слова подобрать, чтобы охарактеризовать такое положение вещей, но большинство граждан воспринимают его как некую данность. Не знаю, может, кого и устраивает положение раба, меня лично — нет. И я рада, что нашла единомышленников. Свою задачу помимо пробуждения общества мы видим в пробуждении и власти как части общества.
Если не слышат, то, может, увидят
- А она — власть — спит, по Вашему мнению?
- Если и не спит, то занимается совсем не тем, чего ждет от нее общество. И последние инициативы — повышение пенсионного возраста для женщин, сокращение выплат по беременности — лишнее тому подтверждение.
Хотя и без этого в обществе накопился ворох социальных проблем. Пенсионеры живут за гранью бедности. Молодые семьи перестали рассчитывать на поддержку государства. Представители среднего класса не могут полноценно реализовать свой потенциал. Общее бесправие граждан достигло какого-то запредельного уровня. Воистину, чтобы довести богатую страну за двадцать лет до такого уровня социальной неустроенности, надо иметь особый талант…
А что мы слышим из уст чиновников? Что программу «Казахстан-2030» мы уже досрочно выполнили и пришла пора ставить задачи на 2050 год.
- Ну, призывами к тому, что власть надо менять, Вы никого не удивите…
- А мы к этому не призываем.
- ???
- Власть действительно давно себя дискредитировала. Но мы хотим дать ей последний шанс исправить свои ошибки. И готовы ей помочь — указать на проблемы, которые надо решать. И если нас не слышат, когда мы пишем жалобы, то, может быть, увидят, если мы выйдем на массовый митинг.
По крайней мере, мы написали письма практически всем министрам, руководству НДП «Нур Отан», акиму Алматы — пригласили их на митинг в День протеста. Пора им спуститься с высот Акорды к нам, грешным, на землю и начать решать те проблемы, о которых мы им готовы рассказать. Нельзя и дальше позволять чиновникам оставаться безучастными созерцателями всего того, что творится в обществе.
Чем больше, тем лучше
- Вы постоянно говорите о том, что митинг будет массовый, но на чем основана Ваша уверенность? Как показывает практика, люди у нас любят возмущаться, но, как правило, вечером за чашкой чая, а не на массовых мероприятиях. Даже на митинг против повышения пенсионного возраста для женщин пришло всего несколько десятков человек.
- Проблема была поставлена так узко, что пришли только те, кто ее ощущает. То же самое можно сказать о тех, кто имеет опыт митингов, — дольщиках, ипотечниках. Попытки решить какой-то отдельный, грубо говоря, шкурный вопрос результата, как правило, не приносят. Мы же сейчас собираем единую петицию — у нас в ней уже более 40 пунктов. Мы готовим информационные брошюрки, листовки для рядовых граждан с призывом: или выходи с нами и требуй, или живи дальше на тех условиях, что предоставляет тебе власть.
Может быть, нам удастся собрать воедино не все, но большую часть социальных проблем. Мы пытаемся растормошить всех, кто тоже раньше на митинги не ходил — чернобыльцев, «афганцев», инвалидов, общества прав потребителей. Слава богу, подключились и политические партии, и НПО, в общем, те, кто неравнодушен к социальным нуждам народа, кто ощутил, что настала пора что-то менять.
- А ведь вы не первые, кто хочет решить проблему количества митингующих подобным образом. Год назад НЕсогласные четыре месяца кряду выходили на митинги, но не набирали и тысячи человек. Кстати, их потом еще и обвиняли в том, что протест сдулся потому, что они не смогли сформулировать какое-то единое требование. Не повторяете ли Вы их ошибки?
- Как мне кажется, здесь дело даже в названии. Многие тогда не понимали, с чем не согласны НЕсогласные. Нашему народу нужно не только все разжевать, но и в рот положить. И не зря мы сейчас развернули информационную кампанию — в наших листовках простым языком будет изложено, за что и против чего мы выступаем. Цель наша проста — помочь простому человеку.
И потом, НЕсогласные критиковали власть и выдвигали политические требования. Мы даем власти шанс и заявляем, что как мы им полномочия делегировали, так можем и отозвать, как у утративших доверие. Мы не идем на конфронтацию — напротив, хотим объединиться, чтобы решить проблемы.
Еще один немаловажный момент — с инициативой Дня протеста выступают рядовые граждане. Партии и общественные объединения, имеющие опыт выступления, всего лишь в этом участвуют.
- Митинг будет только в Алматы?
- Когда мы обсуждали, каков должен быть масштаб события, сразу решили, что акция будет общереспубликанской, ведь предложения, которые мы включили в петицию, у нас идут и с регионов. Партии и общественные объединения, имеющие филиалы в других городах, нам в этом очень помогают. Кто из активистов сможет, приедут 27 апреля в Алматы, остальные будут митинговать на местах и выставлять те же самые требования.
И мы не собираемся митинговать несколько недель или месяцев подряд, хотим выступить один раз, но так, чтобы добиться результата, дать понять власти, что так народ жить дальше не намерен. Если народ снова предпочтут не заметить, то следующие выходы могут быть далеко не мирными. Мы хотим это предотвратить.
ОТ РЕДАКЦИИ: Надежда, в том числе и на вменяемость казахстанской власти, умирает последней. И дай бог, если у инициаторов акции получится достучаться до чиновничьих кабинетов. Не отрицая наличия здравого смысла у отдельных представителей властного олимпа, мы хотим лишь обратить внимание на одно из последних изречений елбасы в ходе совещания Совета предпринимателей при президенте: «У нас топят так, как будто 40 градусов мороза на улице. Никто не занимается экономией тепла, электроэнергии, воды, потому что у нас низкие цены. Надо их поднимать, тогда будут ценить. Никакой разъяснительной работы не проводится. Заставить надо экономить, должны понимать, какие средства на это тратятся». А ведь введение моратория на рост тарифов в жилищно-коммунальной сфере — одно из первых требований в проекте петиции будущего митинга.
Записал Сергей АЗАРОВ
Оригинал статьи: