Апогеем вражды стала письменная жалоба руководителей бизнес-ассоциаций в Генеральную прокуратуру, в которой областное ведомство обвиняли в предвзятости и попытках рейдерского захвата местного предприятия.
Потом прокурор, вероятно, решил, что такая конфронтация вредит имиджу его службы, а ассоциации поняли, что лучше иметь дело с одним прокурором, нежели с армией других чиновников, вставляющих бизнесу палки колеса.
7 тенге — повод для наказания
В течение недели по инициативе прокуратуры ВКО в регионе проходила акция «Закон и предприниматель», в ходе которой члены бизнес-ассоциаций встречались с представителями правоохранительных органов, руководством областных управлений, монополистами. Звучало много нареканий в адрес чиновников, которые в своих требованиях к компаниям нередко доходят до абсурда, и контрольно-надзорных органов, то и дело пытающихся регистрировать проверки бизнеса без законных на то оснований.
Характерный пример привел начальник управления прокуратуры ВКО Рустем Шидердинов. По его словам, сотрудники налогового управления по Усть-Каменогорску после внеплановой проверки наказали малое предприятие только за то, что нашли в ящике стола под контрольно-кассовой машиной (ККМ) 7 тенге! Инспектор решил, что эти деньги свидетельствуют о нарушении — расхождении в показаниях ККМ и сумме налички в кассе предприятия. Постановление фискалов об административном наказании бизнесмена в виде предупреждения отменила прокуратура.
Всего по итогам ревизии применения законов контрольно-надзорными органами прокуроры признали нелегитимными и сняли с учета больше 600 проверок предпринимателей, запланированных на первое полугодие.
Также для ВКО, которую постоянно сотрясают скандалы в строительной отрасли, связанные с низким качеством работ, срывом сроков возведения школ и детсадов, стали нередкими случаи, когда по вине исполнительных органов подрядчики выполняют не предусмотренные договорами вещи. В селе Улкын Катон-Карагайского района местный аким заставил рабочих, строящих детский сад, сносить на площадке бесхозные дома и сараи, что привело к срывам срока строительства. Еще в одном населенном пункте региона акимат требует от бизнесменов сажать вместо срубленных столько деревьев, сколько было на них веток!
Проверять для профилактики
Такие вопиющие случаи послужили поводом для устроенного прокурором ВКО разбора полетов. Багбан Таймбетов по очереди поднимал с места налоговиков, руководителей служб санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарного и фитоконтроля, районных акимов и отчитывал их, как последних двоечников.
Самое большое число нарушений, по данным прокуратуры ВКО, допускают органы СЭС, которые за последнее время хотели провести 450 незаконных проверок, а также службы ветеринарного надзора и по ЧС.
Областной прокурор пригрозил, что руководители этих служб расстанутся со своими креслами, «если не будут работать по закону». Досталось от шефа и райпрокурорам, которые проводят безрезультативные проверки контрольно-надзорных органов по защите прав предпринимателей.
- Прокуроры выходят на проверку и не находят нарушений у контрольно-надзорных органов. А мы считаем, что не может такого быть, чтобы в целом по району не нарушались права предпринимателей. Бездействовать вам не позволю, имейте в виду! Накажу вплоть до увольнения! — устроил он разнос подчиненным.
А председатель профсоюза работников малого и среднего бизнеса Галина Казанцева предложила проверять бизнес не с целью наказания, а для профилактики. «Нужно менять оценку деятельности: чем меньше нарушений нашли контрольно-надзорные органы на предприятии — тем лучше должна оцениваться их работа».
Золотые тормоза
Серьезная проблема, по словам председателя «Союза «Атамекен» Игоря Шацкого, скрывается в системе управления рисками, которую законодательно приняли для того, чтобы у предприятий был стимул переходить из категории высокой степени риска в низшую. От этого зависит частота проверок госорганами.
- Предприниматель не знает, к какой степени риска он относится, когда его придут проверять — через год или пять лет, — привел он пример. — Сегодня госорганы без всяких ссылок на законы отказываются указывать в актах степень риска предприятия. Но в таком случае нет смысла в этой системе.
По словам Багбана Таймбетова, вопросы предпринимательства в прокуратуре условно классифицировали: одни можно решить на уровне региона, по другим нужно внести изменения в действующее законодательство.
- Все проекты изменений мы подготовили и отправили в Генеральную прокуратуру, — объявил прокурор общественникам. — Акцию «Закон и предприниматель» будем проводить ежеквартально.
Напоследок общественники, воодушевленные разносом госорганов, не преминули сделать областному прокурору комплимент.
- Нам очень нравятся ваши новые правила игры под названием «Все, хватит!». Если они будут доведены до всех госорганов, то мы будем идти вместе с вами! — отметил г‑н Шацкий. — Предлагаю установить антипремию для госорганов, допустивших наибольшее число нарушений прав предпринимателей, — «Золотая тормозная колодка». Может тогда они хоть стесняться будут! А то такое количество проверок устраивают, что бизнесменам работать некогда.
Станет ли прокуратура помощником в развитии малого и среднего бизнеса или это всего лишь очередной «финт ушами», общественники и сами затрудняются прогнозировать. Но высказывают мнение, что разворот прокуратуры лицом к лицу с предпринимателями говорит не только о желании органов надзора за законностью улучшить свой имидж в глазах общественности, но и о серьезных социально-экономических проблемах в стране, когда дальше трамбовать мелких предпринимателей становится чревато.
Оригинал статьи: