К слову заметим, что от своих собратьев он отличается не только неуживчивым характером, но способностью отклоняться от генеральной линии. Достаточно вспомнить его краткосрочное пребывание в ранге первого вице-премьера или публичное противостояние намерениям правительства, Нацбанка и Агентства финансового надзора РК оказать господдержку системообразующим казахстанским банкам в последние месяцы его пребывания в должности председателя правления «Народного банка».
Документ, о котором мы хотим рассказать датирован 23 января 2006 года, имеет гриф «Только для служебного пользования» и является частью оригинальной телеграммы. К сожалению, полный текст последней недоступен, видимо, потому, что содержит какую-то щекотливую информацию, которую Госдепартамент США не решился раскрыть даже для своих сотрудников. Не исключено, что там самая конфиденциальная часть разговора между министром сельского хозяйства США Йоханнсом и Григорием Марченко, состоявшегося 11 января 2006 года в Астане.
Как следует из документа, на встрече также присутствовали посол Джон Ордвей, заместитель госсекретаря США по вопросам экономики Жозетт Шинер, заместитель министра финансов Тимоти Адамс, госпожа Стефан Йоханнс, помощник заместителя госсекретаря Мэтью Брайза и Джим Лавленд из посольства, который делал заметки.
Что же такого интересного рассказал Григорий Александрович своим американским визави? Например, отвечая на вопрос о главных макроэкономических проблемах Казахстана, Марченко назвал две, цитируем: «диверсификацию экономики («о чем легче говорить, чем сделать») и передачу президентской власти в 2012 году. Он сказал: «У нас хороший, сильный президент, однако что произойдет через семь лет — открытый вопрос».
Думаю, большой неприятностью для Нурсултана Назарбаева, Тимура Кулибаева, Карима Масимова и Кайрата Келимбетова, особенно сегодня, будут слова нынешнего главы Нацбанка о том, что трудно делать реформы, когда цены на нефть высоки. Цитируем: «Марченко пожаловался: «Мы потеряли два года, за которые могли бы произойти реформы. Их было тяжело осуществить, когда цены на нефть были высокими».
Затем Григорий Александрович объяснил высоким заокеанским гостям что: «в соревновании по привлечению внешних капиталов Казахстан должен был осуществлять реформационный процесс быстрее, чем Россия, иначе последняя привлекла бы все внешние инвестиции. «Из-за реформ, которые мы осуществили в 1990 году, мы все еще впереди, в частности в области банковского сектора».
Вряд ли понравится «Ак орде» и признание о том, что «Казахстан отстает от России в области образования, здравоохранения и культуры». А закончил Марченко свою речь, перечислив три других вопроса, которые предстояло решить Назарбаева: борьба с коррупцией, борьба с теневой экономикой и принятие жилищной реформы. Он предупредил, что казахстанский строительный бум не должен расцениваться как признак подлинной жилищной реформы. «Все было сделано лишь за счет беспроцентной ссуды на миллиард долларов, взятой у строительных компаний».
Надо отдать должное Григорию Александровичу за его трезвый взгляд на многие аспекты экономической политики «лидера нации». Хотя и он проявил себя изрядным оптимистом, что уже стало понятно сегодня, через пять лишним лет после того разговора с представителями Вашингтона в Астане.
Среди прочих любопытных откровений можно отметить оценку Узбекистана и его лидера Ислама Каримова. «В Средней Азии нам было бы неплохо сотрудничать с Узбекистаном, однако он в этом не заинтересован», — сказал Марченко. И добавил, что «Народный банк Казахстана» в течение пяти лет намеревался открыть свой филиал в Узбекистане, однако тщетно. По его словам, Узбекистан приносит Казахстану только утечку капитала из страны и нелегальный труд, а президент Каримов очень умный человек, однако в то же время капиталист. По Марченко, «в Узбекистане Сталин все еще жив, и это печально, так как предпринимательский дух узбеков заслуживает похвалы».
Но особенно мы хотим отметить патриотическую позицию Григория Александровича относительно экспансии Китая в казахстанский нефтегазовый сектор. Отвечая на вопрос заместителя госсекретаря США по вопросам экономики Шинера, как США могли бы помочь росту рыночных сил в энергетическом секторе региона, Марченко заявил: «В первую очередь, было бы неплохо заиметь трубопровод через Иран. Во-вторых, попытайтесь противостоять тому, что делает Китай. Китай предложит на 25% больше за нефтяные активы, чем кто-либо другой… В какой-то момент они отхватят крупный куш на нашем рынке». А когда посол Ордвей отметил, что китайцам не достались первостепенные активы казахстанской нефти, Марченко неохотно согласился: «Этих первостепенных активов не так уж много. Тем не менее, ваша энергетическая политика не так прозрачна».
Судя по данному документу Госдепартамента США, ставшему доступным благодаря Wikileaks, еще не так давно Григорий Марченко был сторонником рыночной экономики и противником китайской экспансии в казахстанский нефтегазовый сектор. Но, увы, укатали сивку крутые горки и теперь он в ряду верных соратников Тимура Кулибаева и Карима Масимова, обеспечивших китайским инвесторам открытые ворота в экономику Казахстана и, если верить Мухтару Аблязову, обогативших среднего зятя Назарбаева на многие миллиарды долларов.
ПЕРЕВОД ДЕПЕШИ
23.01.2006 9:36
источник: американский офис в Алматы
классификация: неклассифицировано/только для служебного использования
Эта запись является частью оригинальной телеграммы. Полный текст исходной телеграммы недоступен.
Тема: КАЗАХСТАН: встреча министра Йоханса с испонительным директором Народного Банка Казахстана Марченко 11 января
1. Резюме: Во время встречи 11 января с министром сельского хозяйства Йоханнсом и его делегацией исполнительный директор Народного банка Казахстана высказал свое мнение по поводу сложных задач, поставленных перед экономикой страны. В ближайшей перспективе — выбор нового премьер-министра и реформы, которые новое правительство должно осуществить, в долгосрочной — диверсификация экономики и передача президентской власти в 2012 году. Марченко рассказал об ипотечном рынке Казахстана и частной пенсионной системе, а также идентифицировал области потенциального развития экспорта в казахстанском сельскохозяйственном секторе. Бывший советник президента и председатель Центрального банка пессимистично смотрел на перспективу сотрудничества с центрально-азиатской экономикой, утверждая, что, с точки зрения экономики, Казахстан, к сожалению, «смотрит за свои пределы». Марченко высоко оценил то, как Казахстан распоряжается нефтяными доходами, и выразил опасение по поводу китайцев, которые настойчиво пытаются завладеть дополнительными казахстанскими нефтяными активами. Конец резюме.
2. 11 января министр сельского хозяйства Майк Йоханнс встретился в Астане с Григорием Марченко, бывшим советником президента и председателем Центрального банка Казахстана, ныне исполнительным директором Народного банка Казахстана. Помимо министра Йоханнса и Марченко, на встрече присутствовали: посол Джон Ордвей, заместитель Госсекретаря Жозетт Шинер, заместитель министра финансов Тимоти Адамс, госпожа Стефан Йоханнс, заместитель помощника Госсекретаря Мэтью Брайза и Джим Лавленд из посольства, делающий заметки.
ВЫЯВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КАЗАХСТАНА
3. Посол Ордвей открыл беседу, попросив Марченко рассказать о главных макроэкономических проблемах Казахстана. Марченко назвал две из них: диверсификацию экономики («о чем легче говорить, чем сделать») и передачу президентской власти в 2012 году. Он сказал: «У нас хороший, сильный президент, однако что произойдет через семь лет — открытый вопрос».
4. Марченко сказал министру Йоханнсу, что важными являются такие вопросы: кто будет следующим премьер-министром и какие реформы будущее правительство предпримет. Марченко пожаловался: «Мы потеряли два года, за которые могли бы произойти реформы. Их было тяжело осуществить, когда цены на нефть были высокими». Марченко объяснил, что в соревновании по привлечению внешних капиталов Казахстан должен был осуществлять реформационный процесс быстрее, чем Россия, иначе последняя привлекла бы все внешние инвестиции. «Из-за реформ, которые мы осуществили в 1990 году, мы все еще впереди, в частности в области банковского сектора». Однако Казахстан отстает от России в области образования, здравоохранения и культуры. Марченко закончил свою речь, перечислив три других вопроса, которые предстояло решить правительству Назарбаева: борьба с коррупцией, борьба с теневой экономикой и принятие жилищной реформы. Он предупредил, что казахстанский строительный бум не должен расцениваться как признак подлинной жилищной реформы. «Все было сделано лишь за счет беспроцентной ссуды на миллиард долларов, взятой у строительных компаний».
ОСОБЕННОСТИ КАЗАХСТАНСКОЙ ЭКОНОМИКИ
5. Заместитель министра финансов Тимоти Адамс спросил Марченко, преуспел ли Казахстан на ипотечном рынке. Марченко ответил: «Да, при помощи двух главных инструментов — пятнадцатилетних ипотек, разработанных компанией Freddie Mac и связанных с индонезийскими ценными бумагами, и большим количеством «легких закладных», предлагаемых с эффективной процентной ставкой в 13—14%».
6. Марченко охарактеризовал население страны как «довольно уверенное» в казахстанской экономике, как видно из его готовности переводить краткосрочные и среднесрочные ценные бумаги в местную валюту. Тем не менее, он сообщил, что 91% депозитов старше трех лет находятся в долларах.
7. Продолжая говорить об экономике, Марченко отметил, что в Казахстане соотношение пенсионных активов к валовому внутреннему продукту очень высоко из-за широко распространенных вкладов работодателей в пенсионные программы. Марченко назвал права, по которым осуществляется пенсионный фонд, «крайне либеральными», в особенности право, позволяющее инвестировать до 40% пенсионных активов за границу.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ НЕФТЯНОЙ ЭКОНОМИКИ
8. Министр Йоханнс спросил Марченко, насколько экономика Казахстана зависит от высоких цен на нефть. В ответ Марченко охарактеризовал управление нефтяными доходами правительством Казахстана как «положительное», объяснив, что в совокупности 7 миллиардом долларов были отправлены в Национальный фонд, чтобы дать отпор «голландской болезни» и добиться бюджетной стабилизации (Марченко отметил, что он, как председатель Центрального банка, вместе с тогдашним министром финансов и организовал данный фонд). «Фонд мог бы поддерживать бюджет в течение от двух с половиной до трех лет, если цены на нефть снизятся», — объяснил Марченко. Он закончил свою речь словами о том, что, пока деньги не учитывались, ничего не делалось, чтобы разнообразить экономику. Марченко сказал, что Национальный инновационный фонд и Фонд развития предприятий добились небольшого прогресса.
ПОТЕНЦИАЛ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО СЕКТОРА
9. Когда Марченко спросили об экономическом потенциале сельскохозяйственного сектора, он ответил, что экспорт пшеницы, хлопка, семян подсолнечника, масла и риса был успешным, и у животноводства также был огромный потенциал, в особенности в разведении овец и экспорте баранины. Марченко заявил, что свободные пастбища страны позволяют втрое увеличить количество овец. Он также положительно отозвался о потенциале пищевой и шерстеобрабатывающей промышленности, отметив, что, в отличие от нефтяной промышленности, здесь лучше обстоят дела с трудоустройством. «Потенциал большой, но успех пока ограничен».
РОСТ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ
10. Заместитель министра иностранных дел Шинер спросил Марченко, насколько важна для Казахстана региональная экономика. Марченко ответил: «Региональное сотрудничество, как всегда, мертво». По его словам, Казахстан смотрит за пределы своей территории, равняясь на Россию, Польшу или Венгрию. «В Средней Азии нам было бы неплохо сотрудничать с Узбекистаном, однако он в этом не заинтересован». Марченко сказал министру, что Народный банк Казахстана в течение пяти лет намеревался открыть свой филиал в Узбекистане, однако тщетно. По его словам, Узбекистана приносит Казахстану только утечку капитала из страны и нелегальный труд. Президент Каримов очень умный человек, однако в то же время капиталист». По словам Марченко, «в Узбекистане Сталин все еще жив, и это печально, так как предпринимательский дух узбеков заслуживает похвалы».
РОСТ РЫНОЧНЫХ СИЛ В ЭНЕРГЕТИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ
11. Шинер спросил, как США могли бы помочь росту рыночных сил в энергетическом секторе региона. «В первую очередь, — ответил Марченко, — было бы неплохо заиметь трубопровод через Иран. Во-вторых, попытайтесь противостоять тому, что делает Китай. Китай предложит на 25% больше за нефтяные активы, чем кто-либо другой… В какой-то момент они отхватят крупный куш на нашем рынке». Когда посол Ордвей отметил, что китайцам не достались первостепенные активы казахстанской нефти, Марченко неохотно согласился: «Этих первостепенных активов не так уж много. Тем не менее, ваша энергетическая политика не так прозрачна». Шинер ответил: «Мы знаем, что китайский подход к энергетической безопасности — это фактически владение активами производства, и пользы в этом мало».
12. Министр Йоханнс не имел удобного случая разъяснить эту телеграмму.
Read More:
Wikileaks: Марченко надеялся на 2012 год