Евросоюз должен использовать для освобождения политика экономические и дипломатические санкции, прозвучало вчера на пресс-конференции в Варшаве. А депутат польского сейма от партии «Гражданская платформа» Марчин Свентицкий сообщил, что уже вышел к своим польским коллегам с инициативой принять резолюцию для освобождения политзаключенных в Казахстане.
Автор: Анастасии НОВИКОВА
Приговор Владимиру Козлову вернул Казахстан к политическим процессам коммунистического режима, полагает польский депутат Марцин Свентицкий.
- Это мне напоминает процессы в Польской Народной Республике, когда «организованная группа», „намеренная силовым способом свалить власть”, „имеет связи с заграницей”, „собирает деньги” „встречается”… — признался депутат. — Тогда вся типичная оппозиционная деятельность в коммунистическом государстве подвергалась наказанию в форме тюремного заключения или других репрессий, таких как увольнение с работы или отказ в выдаче загранпаспорта и т.д. И все это повторяется сейчас, хотя прошло уже двадцать лет с момента свержения коммунизма.
Очевидец расправы
Депутат польского сейма лично присутствовал на процессе в Актау в качестве наблюдателя и пришел к выводу, что собранные прокуратурой доказательства, которые должны были подтвердить вину Козлова, оказались абсурдными. К примеру, одним из подтверждений того, что политик хотел насильственным путем свергнуть власть, стал лингвистический анализ одного из его высказываний.
- Речь не шла о том, что он организовал какие-то военизированные отряды, собирал оружие или готовил нападение. Доказательством было выражение, использованное Козловым: «необходимо свергнуть эту власть». Оно было передано на анализ языковедам, а они выдали заключение, что в таком выражении содержался силовой элемент, — сказал Свентицкий.
Свентицкий сообщил, что он также встретился с лицами, которые были осуждены ранее по жанаозенскому делу.
- Я слышал о пытках, применяемых во время допросов, — подчеркнул депутат.
Польский политик отметил, что его неприятно удивили суровые приговоры в отношении жанаозенских нефтяников и особенно Владимира Козлова. Хотя, сказал он, этого можно было такого ожидать, учитывая, как проходили процессы и какова система правосудия в Казахстане.
По мнению депутата Свентицкого, теперь нависла угроза над независимыми казахстанскими СМИ.
- Прокурор (во время процесса по делу Козлова — авт.) несколько раз повторял названия: газета «Взгляд», телеканал «К+», „Stan.TV” и газета «Республика» и называл их экстремистскими, — сообщил он журналистам. — Это плохо звучит. Кажется, что в скором времени у этих СМИ будут большие проблемы.
После возвращения в Польшу из Казахстана Марчин Свентицкий на первом же заседании парламента доложил о том, что видел и слышал во время процесса Козлова и встреч с проффсоюзниками.
- Мой депутатский доклад был принят в абсолютной тишине. Все слушали с тревогой. Я вышел уже с инициативой, чтобы польский парламент, наподобие того что сделал уже Европейский парламент, принял резолюцию для освобождения политзаключенных в Казахстане, а также ради соблюдения прав профсоюзников и свободы политической деятельности в этой стране.
Борьба за свободу только началась!
Еще один спикер, Бартош Крамек из Фонда «Открытый диалог», полагает, что обвинительный приговор Владимиру Козлову может сильно отразиться на деятельности партии «Алга!».
- Партия действует в необыкновенных условиях. Ее не хотят регистрировать уже лет шесть, несмотря на то, что в ей рядах сейчас шестьдесят тысяч членов и она выполнила все официальные требования, — пояснил г‑н Крамек журналистам. — Законы в Казахстане построены таким образом, что регистрацию партии можно затягивать до бесконечности. Поэтому Козлов действовал лично от имени партии. Большинство оборудования было куплено на его имя. По всей вероятности, конфискация имущества Козлова была направлена на то, чтобы ударить по партии «Алга!».
Сам процесс по делу Козлова, по мнению спикера, проходил с многочисленными нарушениями, о которых сообщали неправительственные организации, наблюдающие за его ходом, в т.ч. такие авторитетные как Human Rights Watch и Freedom House. Фиксировали нарушения независимые международные наблюдатели.
Он обратил внимание на то, что приговор был зачитан на казахском языке, которого не понимает Козлов, поскольку — как и значительная часть жителей Казахстана — он говорит на русском языке. Как отметил Бартош Крамек, существуют также основания полагать, что на свидетелей, на показаниях которых опирался обвинительный материал, оказывалось давление.
По мнению г‑на Крамека, ЕС должен оказывать давление на власти Казахстана в вопросах соблюдения прав человека. Он отметил, что именно в эти дни завершаются переговоры по договору об экономическом сотрудничестве между Евросоюзом и Казахстаном, а в начале ноября в Астану отправляется глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон.
- Мы надеемся, что приговор в отношении Козлова и негативные сообщения наблюдателей о честности этого процесса, а также вообще его целесообразности, найдут тут свое отражение, — сказал Бартош Крамек. — Борьба за свободу Козлова только началась.
Есть рычаги — надо использовать!
Сотрудничающий с «Открытым диалогом» эксперт по вопросам международного права Яцек Свеца подчеркнул, что нарушения прав человека в Казахстане нельзя считать внутренним делом Казахстана.
- Эта страна является стороной более 60 международных конвенций, которые в большей или меньшей степени касаются прав человека, — отметил он.
Именно поэтому, считает спикер, другие стороны конвенций должны отвечать за Казахстан, и сделать так, чтобы тот соблюдал принятые на себя обязательства.
- Евросоюз не может быть пассивным в отношении приговоров, связанных с лишением свободы для оппозиционеров в Казахстане, — заявил Яцек Свеца.
Повлиять на Аккорду можно, по его мнению, разными правовыми и дипломатическими инструментами.
- Одина из ключевых санкций — это запрет въезда в демократические страны, в том числе на территорию Европейского Союза, чиновников, которые отвечают за репресии в Казахстане. Такого рода санкции мы уже видели в последнее время. Это «список Магнитского», в который вошли российские чиновники, и «список Тимошенко» — утвержденный несколько дней назад Сенатом США — против ряда украинских чиновников. Помимо этого, на основании договоров ЕС можно отказать во въезде на территорию ЕС каждому лицу, которое является потенциальной угрозой для общественного порядка, а этот порядок — это в том числе соблюдение демократических прав и свобод, — объяснил г‑н Свеца. — Второй способ, который я бы посоветовал — это экономический лоббинг. То есть экономическое сотрудничество с Казахстаном должно зависеть от применения прав человека в этой стране.
…В общем, Акорда, упекая за решетку Владимира Козлова, судя по всему, обрекла себя на серьезные неприятности.