На минувшей неделе СМИ радовали заметками, после прочтения которых волосы вставали дыбом. Вот, например ИА Казинформ, било наповал заголовком «Микроволновки и утюги — шпионы. Признание главы ЦРУ». И ничего, что далее никакого признания не было, но прокукарекали коллеги громко.
Автор: Сергей РАСОВ
Не отстали и ребята с сайта «Центразия.ру», разместив у себя перепечатку газеты Corriere della Sera об «Улитках-киборгах: новых израильских шпионах». Итальянский «Вечерний курьер» (так переводится название издания) пугал законопослушное население насекомыми, моллюсками и «даже плесенью», которых американские и израильские ученые собираются использовать «в разведывательных целях». Страшно, аж жуть.
К чему это я клоню? Да к тому, что когда читатели, зрители и радиослушатели ни в грош не ставят нашего брата-журналиста, как ни прискорбно, в этом есть большая доля истины. Высосать сенсацию «из пальца», нафантазировать с три короба, приврать приперчить, дать эффектный заголовок и получить приличный гонорар — все это имеет место быть. Посему наезд на «акул пера» главного банкира Казахстана Григория Марченко меня, скажем так, не удивил.
«Когда газета может себе позволить, что у них даже по финансовому рынку есть четыре журналиста, один — который занимается банками, другой — страховыми компаниями, третий — рынком ценных бумаг, четвертый — пенсионными фондами, тогда там какое-то качество может быть. Другое дело, когда человек занимается всем сразу, а потом и всей экономикой. Это не наша проблема, это проблема отсутствия специализации или отсутствия средств у СМИ», — цитирует возмущенного главу Нацбанка РК «Первый канал «Евразия».
Это Григорий Александрович, в пример казахстанским коллегам приводит российскую газету «Ведомости». Спору нет, газета хорошая, но одна на всю Россию и издается она совместно с английской Financial Times и американской The Wall Street Journal, ибо издавать качественную деловую прессу — это не пирожки печь.
Тиражи многомиллионными не будут по причине элитарности издания, а обходится она весьма недешево. Так что тут обучающими курсами и семинарами делу не поможешь, должен быть общественный запрос или готовность вкладывать миллионы в убыточный проект, зная наперед, что никакое супер-пупер профессиональное деловое издание не будет иметь тиражи желтенькой «Комсомолки», не в обиду коллегам сказано.
Вам ли Григорий Александрович не знает, что спрос рождает предложение, а невидимая рука рынка безжалостно выкидывает из республиканских изданий узких профессионалов. Вот и проходиться казахстанским журналистам не от хорошей жизни, «гнать строку»: сегодня про балет, завтра про билет, послезавтра про Кармет. Впрочем, кто сказал, что глава Нацбанка РК Григорий Марченко прав?
«Сегодня в журналистике нужны специалисты-универсалы, чтобы был и оператором, и ведущим, и редактором, и фотографом. Иначе вы просто не будете готовы к будущему», - уверен доцент кафедры телевидения и радиовещания Киевского национального университета имени Шевченко Сергей Сербин, которого цитирует сайт Polemika.com.ua
И он тоже прав: как ни крути, а эпоха интернета меняет облик современной журналистики. Сейчас обычный человек, не имеющий никакого отношения к СМИ, может выложить информацию, которая перевернет мир. Не буду голословным — активисты гражданского общества, а не журналисты перед выборами президента России существенно поменяли информационное поле и общественное мнение. И это тоже факт.
Складывается такое впечатление, что журналисты сейчас несколько растеряны и потеряны. Власть им не доверяет, боясь, как бы чего не вышло боком, люди считают, что они куплены олигархами или чиновниками, а гражданское общество им просто не верит.
К слову, по пальцам одной руки, можно пересчитать случаи, когда чиновники вступались за казахстанских «акул пера», пытались наладить диалог или протягивали руку помощи, как мажилисмен Нуртай Сабильянов.
«У нас есть журналисты, и я бы хотел, чтобы их права также были учтены. Почему, потому что они не могут участвовать (в программе «Доступное жилье». — авт.). Мы обижаемся на журналистов, критикуем их. Мы в целом должны защищать и их права, мы должны также и их обеспечить жильем», — приводит мнение народного избранника сайт Tengrinews.kz.
Впрочем, мог бы и не говорить, потому как глава Агентства по делам строительства и ЖКХ Серик Нокин послал депутата вместе с его просьбой в «Жилстройсбербанк». Дескать, есть хорошая программа, пусть денежку копят. Хотя, положа руку на сердце, я даже рад такому ответу. Стыдно должно быть, когда еще около 1000 участников и инвалидов Великой Отечественной войны в небедном Казахстане не имеют отдельной квартиры.
Да и создавать отдельную программу для журналистов — это на корню покупать их лояльность. Они и так напуганы бесконечными исками, что уже и не вспомнят, когда сами на себя надели путы самоцензуры, а любой «бунт на корабле» — это «волчий билет» и долгие месяцы статус безработного.
Где же выход? Чтобы и на елку влезть, и штаны не ободрать? Он, в общем-то, простой. Нужно самому себе ответить искренне и честно — зачем ты пошел в эту профессию: зарабатывать деньги или изменить мир или помочь людям… И вот когда это поймешь, тогда и станет ясно: журналистика — это ремесло или призвание, которому не изменяешь.
Read this article:
Ремесло или призвание?