Обращение Коалиции гражданского общества “Донгелек Устел”
Пытки в тюрьмах — это пережиток, нарушение прав человека и международных норм, таких как Конвенция ООН против пыток (ст.2, ст.16) и Всеобщая декларация прав человека (ст.5).
Любые госслужащие, в отношении которых есть даже малейшие подозрения в причастности к таким действиям, должны нести суровую ответственность, если их вина доказана в суде.
Все больше коррупционеров и чиновников, участвовавших в разграблении Казахстана, в уголовных преступлениях, таких как пытки, выводят свои активы и бегут за границу.
За границей они просят политического убежища и защиты от депортации обратно в Казахстан.
Притворяются политическими беженцами, оппозиционерами и правозащитниками и убеждают западные суды и институции в этом.
Обращаются за защитой к западным правозащитным НПО, которые очень часто даже не знают что происходит в современном Казахстане.
Один из многочисленных примеров — дело Максата Дуйсенова, бывшего главного транспортного прокурора РК , экс-подчинённый Кайрата Кожамжарова.
* В отношении Кайрата Кожамжарова в Казахстане начато расследование, на данный момент он скрывается от следствия в Москве.
Несколько дней назад у нас появилась возможность поговорить с известным адвокатом Сарсеном Тулентаевым.
Он представляет интересы трех людей, которые утверждают, что подвергались пыткам в казахстанских СИЗО в 2014–2016 годах. По их показаниям, согласие на эти действия давал лично Максат Дуйсенов.
Сарсен Тулентаев — профессионал своего дела, и мы верим, что он сможет добиться справедливости для своих подзащитных. В ходе долгого и откровенного разговора с ним, господин Тулентаев показал нам, насколько сложным и неоднозначным является кейс Максата Дуйсенова.
По информации, которой мы располагаем, с согласия Максата Дуйсенова его подчинённые применяли насилие, включая угрозы оружием, чтобы выбить признательные показания от задержанных. Кроме того, есть серьёзные основания подозревать Максата Дуйсенова в коррупции.
Согласно документам, Максат Дуйсенов получал взятки, общая сумма которых более $22 млн. Это предположение требует тщательного расследования, а если оно будет доказано — средства должны быть конфискованы.
Сейчас Максат Дуйсенов находится в Германии, где просит признать его политическим беженцем, что, в свою очередь, должно помочь ему избежать судебного процесса в Казахстане.
На этом фоне просьба Максата Дуйсенова о предоставлении ему политического убежища в Германии выглядит странно. Он пытается представить себя жертвой политического преследования, хотя очевидно, что в деле отсутствует политическая составляющая.
Суть кейса и обстоятельства полностью правовые и не связаны с политическими взглядами или деятельностью Максата Дуйсенова в Казахстане.
Он никогда не был политиком и не проявлял интереса к тому, чтобы им стать.
Мы требуем экстрадиции Максата Дуйсенова на родину, чтобы казахстанский суд мог со всей тщательностью рассмотреть его дело и вынести справедливый приговор.
Опасений относительно прозрачности судебного процесса у нас нет.
Дело получило широкую международную огласку, за ним будут следить в том числе и в Германии и это делает любые попытки манипуляций судьями минимальными.
Еще один важный аспект.
Мы полагаем,что с такого рода преступниками правовая система Казахстана должна научиться разбираться самостоятельно.
Коалиция гражданского общества Казахстана «Донгелек Устел»
17 ноября 2025 года, Казахстан
Приложение А
Список подписантов обращения





