Несмотря на то, что правительства стран Центральной Азии и Кавказа пообещали международному сообществу соблюдать режим санкции, множество мелких и крупных предприятий в этих странах, принадлежащих российским олигархам, предлагают помощь России, чтобы обойти санкции.
Страны Центральной Азии продолжают служить транзитным узлом между развитыми экономиками и попавшей под санкции Россией.
Очевидно, что, как и в предыдущие годы, трудно доказать прямые случаи уклонения от санкций из-за
секретного характера контрактов и сделок между российскими и центральноазиатскими компаниями. На сайте Центральные торговые реестры либо не обновляются своевременно, либо продолжают создавать бюрократические препятствия для общественности, что затрудняет отслеживание движения товаров и услуг из стран Центральной Азии, Кавказа и Китая в Россию.
У нас остается только один достоверный источник — торговая статистика ООН, которая, к сожалению, и скорее по понятным причинам, представляет данные за последний год с небольшой задержкой.
‘Наиболее используемые маршруты доставки санкционных продуктов в Россию проходят через Казахстан,
Кыргызстан, Узбекистан, Грузию и Армению, все из которых, за исключением Казахстана, значительно увеличили свой экспорт в Россию за последний год. Это, конечно, не означает, что Казахстан
совершенно не причастен к помощи России в обходе санкций.
В 2023 году новым центром обхода санкций стал Китай. Китай использует Центральную Азию в качестве
посреднического канала для доставки продуктов и запасных частей в Россию, чтобы она могла продолжать зверства в Украине. Как это ни печально, большинство этих деталей приобретается на Западе. Это отчасти возможно благодаря членству России в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), коалиции торговых партнеров России.
Страны — члены ЕАЭС могут легко вступать в торговые партнерства с внешним миром, пользуясь при этом свободным перемещением товаров внутри Союза, что создает возможность для санкционных продуктов легко попадать в Россию.
‘Помимо всех прочих сложностей, Россия продолжает пользоваться поставками запасных частей и сырья, которые позволяют ей производить оружие.
Материалы, которые позволяют ей производить оружие и боеприпасы в количествах, достаточных для продолжения свою агрессию против Украины. Шокирует тот факт, что микрочипы для российских ракет были закуплены у западных компаний на миллиарды долларов и отправлены через Центральную Азию.
В то время как Россия и Беларусь попали под жесткие внутригосударственные санкции, Запад не применил всеобъемлющих санкций к другим членам Евразийского экономического союза. Это позволяет перемещать товары между Центральной Азией и соседними странами — Грузией и
Арменией. Санкции повлияли на количество экспортных товаров, поступающих в Россию, но одновременно с этим значительно увеличился объем товаров, поступающих в Евразийскую экономическую зону и на Кавказ, что, в свою очередь, принесло пользу России как конечному потребителю продукции.
Вместо того чтобы спешить с применением вторичных санкций, западные страны предпочли улучшить
дипломатические и экономические отношения со странами, которые, как считается, помогают России уклоняться от санкций.
До сих пор не разработано эффективных системных инструментов для мониторинга процесса уклонения от санкций. США и ЕС продолжают оказывать финансовую помощь странам-союзникам России
и продолжает переговорный процесс с возможностью будущей интеграции Центральной Азии в
Европу.
За последний год выросла миграция предприятий из Центральной Азии в Россию и обратно.
Пока мы продолжаем работать над тем, чтобы понять различные схемы, которые бизнес пытается создать, чтобы обойти санкции, мы уже имеем представление о структурной базе, сформированной для поддержки процесса уклонения от санкций.
Ключевые фигуры, попавшие под санкции в России, уходят со своих постов, покупают предприятия в Центральной Азии и регистрируют их на свое имя.
Другими словами, они меняют форму собственности и юрисдикцию компаний, чтобы оставаться в бизнесе и снабжать российскую военную промышленность запасными частями и сырьем, необходимыми для производства оружия и боеприпасов.
Поскольку правительства стран Центральной Азии и Кавказа согласились соблюдать международные санкции, то стало доступно больше данных о сделках частных компаний.
Однако правительства закрывают глаза на более крупные сделки, которые стратегически важны для России и попадают в сферу интересов региональной политической элиты.
В конце отчета мы приводим два ответа от правительственных агентств на наш информационный запрос.
Заметна тенденция к тому, что Россия и ее союзники начали активно использовать такие
Страны, которые не подвергаются тщательному межнациональному контролю, как Китай или Ближний Восток.
Как показывают случаи выявления частных компаний, поставляющих российской военной промышленности товары двойного назначения (запасные части и сырье для оружия и боеприпасов, ракеты, беспилотники, порох и так далее) — санкции, которые, по прогнозам, должны были иметь более долгосрочный эффект, пока не дали результатов.
В этом году из-за ужесточения ограничений и применения вторичных санкций, было поймано несколько предприятий, против которых были возбуждены уголовные дела.
Однако это не ограничило возможности российских физических и юридических лиц обходить санкции.
В дополнение к геополитическому выживанию и продолжающейся агрессии против Украины, Россия научилась как обходить санкции и по-прежнему извлекать прибыль из своих основных стратегических ресурсов, таких как нефть и газ. В то же время западные правоохранительные органы начали обращать серьезное внимание на свои западные компании, которые продолжают заключать сделки с Россией.
К концу 2023 года стало ясно, что западные компании будут обязаны заключать сделки только с теми контрагентами, которые готовы гарантировать, что не будут перепродавать продукцию в Россию, применяя меры по защите интеллектуальной собственности.
В 2023 году стало заметно, что антивоенная коалиция лучше справилась с координацией санкций.
Однако наблюдение за санкциями не отслеживается тщательно, и в 2024 году будут предприняты дополнительные усилия по адаптации методов, которые помогут отследить продукцию до конечного потребителя.
Переведено автоматически с помощью DeepL Translate
Полный отчет, на английском языке, в формате PDF