Узбекский криминальный авторитет и бизнесмен Гафур Рахимов, считающийся одним из крупнейших наркобаронов в СНГ, не появлялся в новостных сводках уже несколько лет.
Но совсем недавно он вновь дал о себе знать — в апреле Федерация профессионального бокса Узбекистана избрала его первым вице-президентом. Учитывая, что еще совсем недавно узбекистанские власти разыскивали Рахимова, а сам он вынужденно находился в эмиграции, это назначение оставляет множество вопросов. «Медиазона» вспомнила историю взлетов и падений человека, которого связывают не только с транснациональной преступной группировкой «Братский круг», но и с Владимиром Путиным и Алишером Усмановым.
От Пирожка до Гафура Черного
Гафур Рахимов родился в Ташкенте в начале пятидесятых. С детства он увлекался боксом и учился в специальной спортивной школе-интернате. После службы в армии Рахимов поступил в Ленинградский экономический институт имени Пальмиро Тольятти, где получил специальность инженера-экономиста. В 1975 году он вернулся на родину и устроился в министерство торговли Узбекской ССР, при этом продолжая параллельно заниматься тренерством по боксу в местном ЦСО «Динамо» и бизнесом. Но это только часть его «официальной» биографии.
Есть и другая сторона жизни Рахимова, о которой сам он не распространяется. В годы перестройки Рахимов был также известен по кличке «Пирожок». Он получил ее в то время, когда открыл свое дело и начал продавать пирожки и самсу в Ташкенте. Однако амбиции Рахимова не позволили ему надолго задержаться на рынке: вскоре он создал группировку из спортсменов-боксеров и начал работать в Ассоциации кооперативов, акционерных и малых предприятий (АКАМП). Люди Рахимова обеспечивали «крышу» бизнесменам. Отказывавшиеся от опеки выбывали из игры — оказывались под следствием, были вынуждены переписывать бизнес на связанные с Рахимовым компании либо устранялись физически.
В 1990 году Гафур Рахимов открыл экспортно-импортную компанию «Агроплюс» — через нее в Узбекистан поступали продукты и алкоголь. Во многом в этом бизнесе ему помогали связи, наработанные в министерстве торговли.
Как писала «Новая газета», быстрый «взлет» и организаторские способности Рахимова сразу же привлекли внимание криминальных авторитетов — он познакомился с Асланом Усояном, в бандитских кругах также известным, как Дед Хасан. Бывший «Пирожок» сразу же пришелся «вору в законе» по душе и стал одним из его соратников, что позволило ему расширить влияние и на территорию России. Тогда Рахимов и получил прозвище Гафур Черный. О том, что когда-то его называли «Пирожком», все быстро забыли.
К середине 1990‑х в оперативных сводках ФСБ Гафур Черный проходил уже как человек №2 в Узбекистане, сразу после президента Ислама Каримова. Российские спецслужбы отмечали немаловажную роль первого узбекистанского президента в становлении бизнеса Рахимова. Благодаря покровительству властей он контролировал большинство хлопкоперерабатывающих комбинатов страны, имел связи в Бресте для экспорта сырья в Европу, а на его вилле неподалеку от Ташкента проводились теннисные турниры на Кубок Президента Узбекистана. Туда же довольно часто приезжали известные «воры в законе» Дед Хасан и Дато Ташкентский.
«Новая» со ссылкой на архивы российского МВД также упоминает и оперативные сообщения о «людях Гафура из Ташкента», которые сработались с лидером уйгурской ОПГ Рустамом Габбазовым. Они же наладили поставки героина в Москву и Петербург. Героин отгружался вместе с хлопком.
Параллельно Рахимов работал спортивным чиновником — в 1993 году он занял пост вице-президента Федерации бокса Узбекистана и пробыл на нем пять лет. Затем стал членом Международной федерации любительского бокса (AIBA). Был также вице-президентом Олимпийского совета Азии (ОСА) от Центрально-Азиатского региона и вице-президентом национального олимпийского комитета Узбекистана.
«Узбекский след»
Долгое время о «темной» стороне деятельности Рахимова было мало что известно. Так продолжалось до тех пор, пока к концу 1990‑х он не попал в поле зрения иностранных спецслужб из-за связей с афганским генералом, этническим узбеком Абдул-Рашидом Дустумом.
Еще до разгрома его войск талибами и бегства в Ташкент, Дустум контролировал северные территории Афганистана, где производили 80% местного героина. Еще одним поводом для повышенного внимания к Рахимову стали его связи с польским наркоторговцем и аферистом Марианом Ришардом Козина, также известным как Рикардо Фанчини.
Один из главных путей транспортировки героина из Афганистана получил название «Северный маршрут». По нему наркотики проходят через Таджикистан, затем попадают в Кыргызстан или Узбекистан, после перевозятся в Казахстан, оттуда в Россию, Украину, Беларусь и европейские страны. Этот путь образовался практически сразу после развала Советского Союза.
Ежегодно в России потребляется около 70 тонн афганского героина, что составляет лишь 20% от общей доли производства этого наркотика. Известно, что немалую роль в транзите афганских наркотиков играют этнические группировки, в том числе узбекская наркомафия.
В 1998 году сразу несколько крупных европейских изданий опубликовали заметки об «узбекском наркобароне», после чего французские власти лишили Рахимова визы и депортировали в Узбекистан. В 2000 году Гафура Черного не пустили на Олимпиаду в Сиднее. Несмотря на протесты олимпийского комитета Узбекистана, правительство Австралии объявило, что «Рахимов подозревается в связях с солнцевской преступной группировкой, международными наркодельцами, коррупционерами и отмывателями криминальных денег». Аргументируя свое решение, австралийские власти ссылались на сведения американского ФБР и российского МВД.
В 2002 году бывший полковник ФСБ Александр Литвиненко опубликовал книгу «Лубянская преступная группировка», в которой рассказал о методах работы российских силовиков и добытых им оперативных данных. В главе «Узбекский след» он, не упоминая фамилий, описывал, что криминальному авторитету по имени Гафур удалось полностью взять под контроль наркотрафик, идущий из Центральной Азии в Россию, а оттуда — в Западную Европу. Осуществить это ему во многом помогли близкие связи с генералом Дустумом и начальником одного из управлений ФСБ Евгением Хохольковым.
Литвиненко писал, что доверенными лицами Рахимова в Москве были «воры в законе» Алимжан Тохтахунов по прозвищу «Тайванчик» и некий Алишер, чья фамилия не упоминалась. При этом автор утверждал, что жена Алишера была старшим тренером сборной России по гимнастике, тем самым намекая на связь Гафура Рахимова с олигархом Алишером Усмановым.
В декабре 1998 года в интервью британскому изданию Observer Алишер Усманов рассказал, что лично знаком с Гафуром Рахимовым. «Я знаю этого человека около 20 лет. Он помог моим родителям. Но у нас нет близких отношений и деловых связей. Я посещаю Узбекистан всего два или три раза в год и каждый раз встречаюсь с ним в Ташкенте», — говорил Усманов, добавляя, что он был удивлен, когда Рахимова обвинили в наркоторговле. Сам миллиардер объяснял преследование Рахимова происками его конкурентов.
25 сентября 2007 года член европейского парламента Томас Уайз раскритиковал Усманова, предположив, что он бандит и рэкетир. «Он отбыл шестилетний тюремный срок в Советском Союзе в 1980‑х годах, и в конечном итоге его помиловали по приказу главы узбекской мафии и наркобарона Гафура Рахимова, которого называют наставником Усманова», — утверждал Уайз.
Отвечая на вопросы Guardian в ноябре 2007 Усманов говорил, что знает Гафура Рахимова только из-за того, что тот был соседом его родителей. Также олигарх продолжал утверждать, что у него никогда не было с Рахимовым деловых отношений.
В своей книге Александр Литвиненко также говорил о связях президента России Владимира Путина с узбекскими криминальными авторитетами и наркотрафиком. По его словам, контакты Путина с командой Евгения Хохолькова начались еще тогда, когда будущий президент работал в Петербурге председателем Комитета по внешним связям мэрии у Анатолия Собчака.
В 1998 году Литвиненко предоставил материалы по делу генерала Хохолькова и узбекской преступной группировки Путину, когда тот был назначен директором ФСБ. Будущий российский президент взял их, однако следствие так и не было начато. Спустя некоторое время Литвиненко уволили из ФСБ, против него возбудили уголовное дело о превышении должностных полномочий. Из-за этого он бежал из страны.
Находясь в эмиграции, Литвиненко сотрудничал с европейскими спецслужбами и рассказывал им, как устроен российский преступный мир. 1 июля 2006 года бывший сотрудник ФСБ также передал сотруднику испанской разведки информацию о том, что Путин и Хохольков были замешаны в организации трафика героина из Афганистана, а помогали им в этом Михаил Черный, Вячеслав Иваньков, он же Япончик, Салим Абдувалиев и Гафур Рахимов.
Салим Абдувалиев, известный среди узбекистанцев как «Салим-Бойвачча» или «Салимбай», занимает должность вице-президента Национального олимпийского комитета Узбекистана, а также считается одним из «боссов» криминального мира страны.
За время президентства Ислама Каримова большинство криминальных авторитетов либо попали в тюрьму, либо были вынуждены покинуть страну; лишь небольшая их часть работала под контролем властей.
В августе 2018 года, спустя два года после смерти Каримова, в Ташкенте впервые за 20 лет прошла сходка «воров в законе» со всего постсоветского пространства. Известно, что в ней принимали участие Бахти Ташкентский, Маймыш Леха Семипалатинский, Беслан Чечен, а также несколько российских «воров в законе», чьи имена не назывались. На встрече обсуждались вопросы примирения между узбекистанским и российским криминальными кругами.
Проблемы на родине и санкции
К 2010 году в большинстве узбекистанских компаний Рахимова начались налоговые проверки, в отношении его близких и родственников стали возбуждаться уголовные дела. После того как Гафур вместе с семьей покинул страну и улетел в Дубай, принадлежавшие ему доли в бизнесе были переписаны на доверенных лиц из окружения семейства президента Каримова.
В 2012 году Национальный Олимпийский комитет и Национальная Федерация бокса Узбекистана досрочно прекратили полномочия Гафура Рахимова в качестве вице-президента. При этом он продолжал оставаться вице-президентом AIBA.
В том же году Министерство финансов США наложило на криминального авторитета санкции, так как он, по версии Вашингтона, «является одним из лидеров узбекской организованной преступности, специализирующимся на организованном производстве наркотиков в Центральной Азии». Имя Рахимова числилось в списке членов так называемой группировки «Братский круг».
Спустя год МВД Узбекистана объявило Гафура Рахимова в розыск — его заподозрили в вымогательстве, легализации доходов, полученных от преступной деятельности, а также изготовлении, подделке документов, штампов, печатей, бланков, их сбыте или использовании.
После объявления Рахимова в розыск и включения в санкционные списки США стало известно, что он периодически посещает Россию, где даже попал в число почетных гостей, приглашенных на Олимпиаду в Сочи 2014 года.
Тогда же «Новая газета» напомнила, что индивидуальная работа криминального авторитета с отдельными членами олимпийских комитетов азиатских стран помогла России выиграть право на проведение игр в Сочи и стать хозяйкой чемпионата мира по футболу в 2018 году. Президент Олимпийского комитета России Леонид Тягачев рассказывал в интервью «Российской газете», что Сочи было бы трудно рассчитывать на победу в голосовании, если бы не «целенаправленная работа» Рахимова.
Источники «Новой» в спецслужбах утверждали, что в обмен на свои услуги Гафур Черный просил, чтобы его давний компаньон и депутат Госдумы попал в число строителей олимпийских объектов, а также выразил свою заинтересованность в добыче якутских алмазов.
Как позже рассказывал сам Гафур Рахимов в интервью изданию Around The Rings, «давление и репрессии» со стороны властей начались из-за конфликта с дочерью бывшего узбекистанского президента Гульнарой Каримовой.
«Гульнара Каримова и ее окружение просили, чтобы мои компании финансировали их проекты, но я отказался. Тогда на меня начали давить, в попытке уничтожить мой бизнес представили в департамент Казначейства США ложные сведения о связи с преступными группировками. В те времена Гульнара Каримова имела большое влияние в стране, поэтому в 2010 году мне с семьей пришлось покинуть родину ради собственной безопасности», — вспоминал Рахимов.
В том же интервью он утверждал, что «никогда не участвовал в транснациональных преступных организациях». В 2016 году, после смерти Ислама Каримова и прихода к власти Шавката Мирзиеева, Узбекистан отозвал заявку на розыск Рахимова по линии Интерпола и его имя пропало из сводок организации.
21 декабря 2017 года Минфин США вновь ввел санкции против Гафура Рахимова, но уже в рамках «акта Магнитского». Вместе с ним в «черном списке» оказались еще девять авторитетов, в числе которых были Алимжан Тохтахунов, Захарий Калашов и Камчы Кольбаев.
В июне 2018 года МИД Узбекистана опять сообщил о розыске Рахимова — ему вменялись те же статьи, что и четыре года назад. Однако на этот раз вместе с ним в розыск была объявлена его жена — Лола Рахимова.
О семье Гафура Рахимова известно не так много. От Лолы Рахимовой у криминального авторитета есть трое детей. Из открытых источников можно узнать, что один из сыновей Рахимова, Амир-Алихон, занимается теннисом в Москве. Данных о другом сыне Тимуре еще меньше: известно лишь, что на один из его дней рождения известный армянский шансонье Бока написал песню со словами «не теряй отца родного, ты авторитет».
В марте 2021 года племянник Рахимова Равшан Мухиддинов, также известный по прозвищу Золотой Равшан, рассказал о конфликте между ним и дядей. По его словам, из-за спора о 7 млн долларов, которые, как утверждала Лола Рахимова, Мухиддинов присвоил себе, Гафур Черный нанял криминального авторитета Армана Джумагельдиева, известного также, как Дикий Арман, и «вора в законе» Надира Салифова, чтобы они разобрались с племянником. Мухиддинов утверждал, что его заманили в гостиницу в Стамбуле, где пытали несколько часов.
Дикий Арман не отрицал, что вызывал Мухиддинова на встречу и ударил его несколько раз из-за того, что тот пришел с оружием. Однако факт пыток он не подтвердил и назвал Равшана Золотого трусом из-за обращения в полицию. К слову, в январе 2021 года Джумагельдиев выложил у себя в инстаграме фотографии встречи с Гафуром Рахимовым, на которой подарил ему казахский чапан.
Спустя месяц Генеральная прокуратура Узбекистана исключила имя криминального авторитета из списка разыскиваемых. Источник «Газеты.uz» утверждал, что Рахимов сам захотел сотрудничать со следствием, и это стало причиной изменения меры пресечения с заочного ареста на подписку о надлежащем поведении. Эту информацию также подтверждали и источники радио «Озодлик», отмечая, что теперь Рахимов вполне может вернуться в Узбекистан.
Суд с Минфином США и уход из AIBA
В конце января 2018 года Гафур Рахимов стал исполняющим обязанности президента Международной ассоциации любительского бокса и долгое время был единственным кандидатом на этот пост. Однако Международный олимпийский комитет (МОК) выступал против его кандидатуры из-за санкций США и причастности к наркоторговле. Дошло до того, что МОК пригрозил лишить бокс статуса олимпийского вида спорта, если Рахимова изберут постоянным главой AIBA. Тогда же МОК запретил Рахимову посещать юношеские Олимпийские игры 2018 года в Аргентине.
В мае 2018 криминальный авторитет решил добиться исключения своего имени из санкционных списков министерства финансов США. Для этого он нанял две крупные адвокатские фирмы Lawyers Ferrari & Associates и Carter-Ruck.
«Я никогда не был связан с какой-либо организованной преступной группой, никогда не был обвинен, не говоря уже о судимости. Несмотря на давление казначейства США, я продолжаю свои усилия по восстановлению управления и финансовой стабильности АIBA», — настаивал Рахимов.
В марте 2019 года бизнесмен все же решил временно покинуть пост и.о. президента АIBA, объяснив это тем, что никогда не поставит свои интересы выше интересов организации. В июне МОК лишил организацию олимпийского статуса, из-за чего восстановление прав ассоциации бокса могло произойти только после Олимпиады 2020 года. После этого Рахимов окончательно сложил с себя полномочия главы АIBA. К слову, внутри ассоциации его и вовсе обвиняли в том, что он «довел организацию до банкротства и обманул все боксерское сообщество».
В 2020 году Гафур Рахимов проиграл суд против Минфина США и остался в санкционном списке. Судья Джеймс Босберг отказался объяснять свое решение, сославшись на секретные документы. При этом суд упрекнул Рахимова в том, что тот не предоставил материалов, которые могли бы опровергнуть его причастность к «Братскому кругу».
После этих событий криминальный авторитет пропал из новостных сводок на несколько лет, также был неизвестен статус начатых против него уголовных дел и оставалось неясным, вернулся ли он в Узбекистан. Впервые за долгое время новости о Рахимове появились в середине апреля 2022 года, когда Федерация профессионального бокса Узбекистана вновь избрала криминального авторитета первым вице-президентом.
Источник: novgaz.com