Похоже, идея Нурсултана Назарбаева о введении «электронной границы», с которой он выступил в прошлом году во время саммита Шанхайской организации сотрудничества в Астане, приобретает все более зримые очертания. Причем не виртуальные, а вполне реальные.
Автор: Сергей РАСОВ
Напомню, что тогда глава государства предложил партнерам по ШОС ввести «в международное право новые понятия: электронная граница, электронный суверенитет», чтобы ограничить страны, входящие в организацию, от распространения терроризма, сепаратизма и наркотрафика.
Менее чем за год юзеры Казахстана, что называется, на собственной шкуре почувствовали поэтапное закручивание гаек в казахстанском сегменте Всемирной паутины.
Сначала в очередной раз была заблокирована популярная блог-платформа LiveJournal («Живой журнал») и еще с десяток сайтов с нежелательным контентом — по решению Сарыаркинского суда города Астаны. Так как «указанная продукция направлена на пропаганду и оправдание терроризма и религиозного экстремизма, а также идет вразрез с Конституцией и законодательными актами Республики Казахстан».
Перечня запрещенных в стране сайтов нигде нет, но есть общие сведения, что в Казахстане в 2011 году закрыто около 300 сайтов. Однако какие именно ресурсы заблокированы, по каким причинам и за какие прегрешения, знают, наверное, только судьи, силовики и Министерство культуры и информации.
Кстати, это уже не смешно, но после того как ЖЖ заблокировали, премьер РК Карим Масимов обещал в Twitter’е главному редактору радиостанции «Эхо Москвы» Алексею Венедиктову «разобраться», в смысле — вернуть казахстанским пользователям доступ в «Живой журнал». То же самое он обещал и в 2008 году, когда LiveJournal впервые попал в список запрещенных сайтов, но как сейчас, так и тогда все осталось на уровне чириканья.
Затем был Жанаозен, и казахстанские пользователи Сети узнали, что такое блокировка Twitter’а и новостных сайтов и порталов России и Кыргызстана. (Я уж молчу про то, что сайт «Республики» с конца прошлого года заблокирован наглухо, вероятно, как главный информационный противник.)
Новый 2012 год принес новые запреты. Введены жесткие ограничительные правила для работы интернет-клубов и интернет-кафе, по примеру Туркменистана. Теперь посетители должны предъявлять удостоверения личности и его личные данные будут переписаны в специальный журнал, а также туда будет занесено время начала и окончания работы в сети, номер компьютера, которым пользовался.
Кроме этого, в интернет-кафе запрещено использование анонимайзеров и прокси-серверов, должна быть программа, ограничивающая доступ к запрещенным в Казахстане сайтам, и установлены камеры видеонаблюдения. Все записи обязаны хранить не менее 30 дней. Кроме того, согласно постановлению правительства, при необходимости данные о посетителе и какие ресурсы он посещал должны быть предоставлены соответствующим органам. Пока неясно, кто будет доводить до владельцев клубов и кафе списки запрещенных сайтов и кто должен контролировать поползновения граждан все же зайти, предположим, на свою страничку в «Живом журнале».
Но и это еще не все. С 31 января вступили в силу поправки в закон «Об авторском и смежных правах». Согласно им, теперь любителей скачать музыку, мультики или фильмы ждет суровое наказание. Следить за порядком в Kaznete будут Минюст, МВД и финпол.
Напомню, что впервые озаботился этим вопросом — «проблемой воспроизводства авторских материалов в интернете» в 2009 году председатель Верховного суда РК Мусабек Алимбеков (недавно он назначен в состав Суда Евразийского экономического сообщества — авт.). Именно судья Алимбеков заявил, что «наступивший век требует своего правового регулирования авторского права в международном масштабе в сети интернет».
Как будут наказывать и выявлять виртуальных пиратов, пока до конца неясно. По одной версии, только за скачивание «пиратского контента» казахстанцы рискуют остаться без своего персонального компьютера и модема. Для физических лиц предусмотрен штраф в размере от 10 до 15 МРП, для должностных — от 20 до 30, для юридических — от 100 до 150 МРП с конфискацией экземпляров объектов авторского права и компьютера. Т.е. скачал, значит покусился на авторские права правообладателя и тем самым нарушил закон.
Однако меня позабавил комментарий к поправкам в законодательство мажилисмена Мурата Абенова, который пояснил, что если пользователь скачал, но «не знал, что это является авторским материалом, защищенным законом, у него не было намерений его взять и распространить, то его к ответственности с точки зрения закона привлечь невозможно». Дескать, наказывать будут только тех, кто извлекает из скаченного контента прибыль. Отсюда вывод — любой интернет-пользователь РК должен запомнить как «Отче наш»: «Качал, качаю и буду качать. Раздавал, раздаю и буду раздавать. НЕ продавал, НЕ продаю и НЕ буду продавать!!!» На первых порах вроде как должно помочь, что будет дальше, сказать трудно.
По другой версии — наказывать будут исключительно тех, кто рассылает книги, музыку, фильмы и так далее. Согласно поправкам, максимальное наказание для владельца сайта-файлообменника (торрент-трекера) в первый раз — штраф до 800 МРП (более миллиона тенге), а если он будет пойман во второй раз, то сядет в тюрьму на срок до пяти лет с конфискацией имущества или без нее.
В любом случае поправки в закон ударят по тем пользователям Сети, кто не в состоянии покупать лицензионный продукт, а также по исполнителям, которые именно на интернет возлагали надежды по собственной раскрутке.
В результате в Kaznete уже закрылись многие популярные отечественные ресурсы, которые, вероятнее всего, перекочуют в Runet, как и обычные казахстанские пользователи. Впрочем, по словам главы Казахстанской ассоциации по защите авторских и смежных прав Виктора Лосева, «возможность переноса серверов торрентов за рубеж нас не смущает, потому что у нашей организации достаточно широкий перечень контактов с зарубежными коллегами» и их все равно привлекут к ответственности.
По данным «Интерньюс-Казахстан», из-за введения поправок перестали работать «Казторка», «Мегаторрентс», «Бтр.нэйм», «Намба.кз» и другие.
Но вот что интересно, в то время как весь казахстанский сегмент Всемирной паутины бурлит, кипит и требует вернуть «торренты на родину», новоиспеченный министр культуры и информации Дархан Мынбай сохраняет олимпийское спокойствие и уверяет, что одним из приоритетов министерства «продолжает оставаться вопрос наполнения интернета казахстанским контентом». И не иначе как издевается министр над рядовыми пользователями Сети, когда заявляет, что «интернет сегодня стал доступнее»…
Read More:
Прощай Kaznet, привет Runet!