-3 C
Астана
19 декабря, 2024
Image default

Еще о казахстанских сословиях

В ста­тье Есть ли в Казах­стане сосло­вия? мы при­шли к выво­ду что в казах­стан­ском обще­стве после обре­те­ния стра­ной суве­ре­ни­те­та и неза­ви­си­мо­сти, сфор­ми­ро­ва­лись четы­ре сосло­вия. Услов­но мы назва­ли их “Небо­жи­те­ли”, “Тыся­ча”, “Слу­ги наро­да” и “Народ”.

Как под­ме­тил в сво­ем интер­вью рос­сий­ско­му изда­нию “Ого­нек” про­фес­сор НИУ ВШЭ и пред­се­да­тель экс­перт­но­го сове­та фон­да “Хамов­ни­ки” Симон Кор­дон­ский, чью идею мы при­ме­ни­ли к казах­стан­ским реа­ли­ям, сосло­вия эти созда­ны госу­дар­ством. Про­ци­ти­ру­ем его сло­ва: «А наша реаль­ность опи­сы­ва­ет­ся толь­ко через сосло­вия. Пото­му что сосло­вия, в отли­чие от клас­сов, этно­сов, про­сто соци­аль­ных групп — это груп­пы, создан­ные госу­дар­ством. У нас ведь все обще­ство — свер­ху дони­зу — цели­ком скон­стру­и­ро­ва­но государством”.

Меж­ду тем, соглас­но “Вики­пе­дии”, сосло­вие – это “соци­аль­ная груп­па, чле­ны кото­рой отли­ча­ют­ся по сво­е­му пра­во­во­му поло­же­нию: их состав, при­ви­ле­гии и обя­зан­но­сти опре­де­ля­ют­ся зако­ном. При­над­леж­ность к сосло­ви­ям, как пра­ви­ло, пере­да­ёт­ся по наследству”.

Таким обра­зом, наше пред­по­ло­же­ние не совсем соот­вет­ству­ет тео­рии, посколь­ку, во-пер­вых, при­над­леж­ность к сосло­вию в Казах­стане не пере­да­ет­ся по наслед­ству, как дво­рян­ские зва­ния и ари­сто­кра­ти­че­ские титу­лы в фео­даль­ной Евро­пе, во-вто­рых, толь­ко выс­шее сосло­вие в стране полу­чи­ло юри­ди­че­ское оформ­ле­ние сво­е­го соста­ва, при­ви­ле­гий и обя­зан­но­стей, тогда как осталь­ные суще­ству­ют нефор­маль­но, де-факто.

Тем не менее, по наше­му мне­нию, эти отли­чия не прин­ци­пи­аль­ны. Хотя бы пото­му, что казах­стан­ская пра­вя­щая эли­та, из пред­ста­ви­те­лей кото­рой состо­ит сосло­вие “Тыся­ча”, исто­ри­че­ски еще моло­да, но уже нача­ла вос­про­из­во­дить себя. Это когда места на поли­ти­че­ских госу­дар­ствен­ных долж­но­стях зани­ма­ют дети тех, кто когда-то вме­сте с Нур­сул­та­ном Назар­ба­ев начи­нал стро­ить казах­стан­скую госу­дар­ствен­ность.  Пусть они полу­ча­ют долж­но­сти в гос­ап­па­ра­те не пря­мо по наслед­ству, род­ствен­ные свя­зи и богат­ство, в том чис­ле транс­фор­ми­ру­е­мое в обра­зо­ва­ние, дают им такое пре­иму­ще­ство над сверст­ни­ка­ми, что ком­пен­си­ро­вать его в прин­ци­пе невозможно.

Поэто­му то обсто­я­тель­ство, что сослов­ная при­над­леж­ность к “Тыся­че” в Казах­стане не оформ­ле­на юри­ди­че­ски, уже не име­ет зна­че­ния. Она закреп­ле­на дру­ги­ми фак­то­ра­ми: богат­ством, род­ствен­ны­ми свя­зя­ми, сре­дой обще­ния, обра­зом жиз­ни, потре­би­тель­ски­ми воз­мож­но­стя­ми и так далее. И через них же реа­ли­зу­ет­ся.  А эти фак­то­ры точ­но пере­хо­дят по наследству.

Воз­мож­но, имен­но жела­ние под­нять­ся, перей­ти в более высо­кое сосло­вие явля­ет­ся одной из при­чин мас­со­во­го стрем­ле­ния казах­стан­ской моло­де­жи полу­чить юри­ди­че­ское, эко­но­ми­че­ское или финан­со­вое обра­зо­ва­ние, посту­пив потом на госу­дар­ствен­ную служ­бу, а казах­стан­ские семьи пыта­ют­ся про­из­ве­сти впе­чат­ле­ние на окру­же­ние излиш­ни­ми тратами.

Конеч­но, сослов­ная струк­ту­ра совре­мен­но­го казах­стан­ско­го обще­ства – это гипо­те­за, кото­рая тре­бу­ет под­твер­жде­ния как социо­ло­ги­че­ски­ми иссле­до­ва­ни­я­ми, так и вре­ме­нем. Но в ее поль­зу гово­рит то, что она объ­яс­ня­ет мно­гие казах­стан­ские реа­лии, в том чис­ле отно­си­тель­ную устой­чи­вость госу­дар­ствен­но­го устрой­ства и поли­ти­че­ской моде­ли, осно­ван­ных на идее и прак­ти­ке елбасизма.

Ведь суще­ство­ва­ние сосло­вий, услов­но назван­ных нами “Тыся­ча” и “Слу­ги наро­да”, невоз­мож­но без суще­ство­ва­ния сосло­вия “Небо­жи­те­ли”.  А сослов­ные пре­иму­ще­ства, кото­ры­ми рас­по­ла­га­ют пер­вые, как фор­маль­ные, так и не фор­маль­ные, явля­ют­ся раз­ви­ти­ем и про­дол­же­ни­ем пре­иму­ществ послед­них.  И до тех пор, пока власть в стране не по Кон­сти­ту­ции, а реаль­но не перей­дет к наро­ду, что невоз­мож­но без “рас­кре­по­ще­ния” основ­ной мас­сы казах­стан­цев, суще­ству­ю­щий поря­док вещей в стране будет сохра­нять­ся. Дру­гое дело, что фами­лии “Небо­жи­те­лей” могут ока­зать­ся дру­ги­ми, но это мак­си­мум, на кото­рый мож­но рассчитывать.

Имен­но поэто­му мы оце­ни­ва­ем стра­те­ги­че­ские пла­ны руко­вод­ства Казах­ста­на по модер­ни­за­ции созна­ния казах­стан­ско­го обще­ства, как несбы­точ­ные меч­та­ния.  И сбыть­ся им не даст глав­ным обра­зом то, что три клю­че­вых сосло­вия, “Небо­жи­те­ли”, “Тыся­ча” и “Слу­ги наро­да”, воз­мож­но не осо­знан­но, а инстинк­тив­но кров­но заин­те­ре­со­ва­ны в сохра­не­нии суще­ству­ю­ще­го поряд­ка вещей. То есть им крайне нужен новый тип казах­стан­ца, что­бы с его помо­щью сде­лать стра­ну кон­ку­рен­то­спо­соб­ной в мире и реги­оне, и этот казах­ста­нец дол­жен быть умен, зна­ющ, энер­ги­чен, само­сто­я­те­лен, ква­ли­фи­ци­ро­ван, моти­ви­ро­ван и акти­вен во всех сфе­рах жиз­ни, но не в поли­ти­ке.  А это невоз­мож­но в принципе.

Точ­но такую же зада­чу, толь­ко под иным идео­ло­ги­че­ским “соусом”, ста­ви­ли и в СССР, а выпол­нить ее не смог­ли. И в ито­ге  госу­дар­ство и поли­ти­че­ская систе­ма обре­че­ны дегра­ди­ро­вать, что и про­ис­хо­дит на наших гла­зах, при­чем тем­пы этой дегра­да­ции замет­но уско­ри­лись в послед­ние годы. Не заме­чать это­го уже невоз­мож­но, в свя­зи с чем воз­ни­ка­ет вопрос, как оце­ни­ва­ют поло­же­ние дел в стране сосло­вия, услов­но назван­ные нами “Тыся­ча” и “Слу­ги наро­да”, что соби­ра­ют­ся делать и как выживать?

К сожа­ле­нию, ответ на этот вопрос в усло­ви­ях авто­ри­тар­ной поли­ти­че­ской систе­мы   най­ти не пред­став­ля­ет­ся невоз­мож­ным – тема слиш­ком взры­во­опас­ная, что­бы Акор­да поз­во­ли­ла про­во­дить соот­вет­ству­ю­щие социо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. А меха­низ­мы, кото­рые   в циви­ли­зо­ван­ных стра­нах помо­га­ют это выяс­нить, то есть поли­ти­че­ская кон­ку­рен­ция, сво­бод­ная прес­са и актив­ное граж­дан­ское обще­ство, в Казах­стане забло­ки­ро­ва­ны или не работают.

Ори­ги­нал ста­тьи: The expert communication channel of Central Asia region Kazakhstan 2.0

архивные статьи по теме

RBK за кулисами процессов

Editor

Почему «Азаттык» стал рупором суфистов

Дело Василия Ни на фоне имиджа «Хоргоса»

Editor