Сообщение о том, что Комитет по делам национальностей Госдумы РФ в целом одобрил законопроект, продвигаемый депутатом Константином Затулиным, широко обсуждается в российских СМИ. Этот документ, разработанный по поручению президента РФ, предполагает изменить порядок предоставления российского гражданства иностранцам и по-новому определяет статус “носителя русского языка”. Дискуссия о проекте вышла за пределы России и вызвала эхо, в частности, в Казахстане.
“Гражданство России теперь можно будет обрести “по праву почвы” и по такому критерию, как знание русского языка. Это чревато, с одной стороны, увеличением потока эмигрантов из Казахстана, а с другой, созданием “пятой колоны” в северных и восточных регионах нашей республики. Опасен ли для страны человек с двумя паспортами?” Статья с такой преамбулой была опубликована 17 марта общественно-политическим русскоязычным казахстанским изданием CAM. Отреагировали на “затулинскую инициативу” и другие местные СМИ.
Сквозь призму Украины
По словам казахстанского оппозиционного политика Амиржана Косанова, если для местных русскоязычных СМИ публикация в CAM скорее исключение, то ряд казахскоязычных ресурсов, особенно социальные сети, критично прокомментировали это сообщение.
В интервью DW Косанов подчеркнул, что в Казахстане на инициативы России в вопросах внешней политики на постсоветском пространстве смотрят сквозь призму событий на Украине, а также помнят примеры использования “паспортного фактора” на территории Южной Осетии и других постсоветских образований. “Кроме того, Кремль ни разу не одернул Жириновских и Лимоновых, когда они открыто заявляли о претензиях России на часть территории Казахстана”, — говорит политик, объясняя острую реакцию на “затулинскую инициативу”.
Но в чем ее суть? В законопроекте речи о двойном гражданстве не идет, как и о “праве почвы”, говорит координатор объединенной евразийской экспертной сети Jeen Наталья Харитонова.
“В упомянутом послании президента России от 12 декабря 2012 года было дано поручение разработать ускоренный порядок предоставления российского гражданства носителям русского языка и русской культуры, прямым потомкам тех, кто родился и в Российской империи, и в Советском Союзе. Тем, кто хочет переехать на постоянное жительство в Россию и соответственно отказаться от своего сегодняшнего гражданства”, — напоминает Харитонова.
Признать “носителем”
Эксперт уточняет, что затулинская инициатива предполагает упростить процедуру признания иностранца “носителем русского языка” путем принятия документов не о проживании, а о рождении его или его предков на определенной территории и расширяет эту территорию от России до СССР и Российской империи. “Но, главное, если раньше при подаче заявления “носителем” на российское гражданство требовался документ о том, что человек уже вышел из гражданства другого государства, то теперь ему нужно будет только подтвердить, что он подал в этом государстве заявление на выход”, — поясняет собеседница DW.
“Законопроект направлен прежде всего на паспортизацию русскоязычного населения, проживающего в кризисных регионах, таких как Украина, как непризнанная “ПМР”, а не в республиках Центральной Азии. Например, в Молдавии приднестровцу крайне трудно получить документ, подтверждающий выход из молдавского гражданства, как и крымчанину на Украине”, — говорит Наталья Харитонова.
Впрочем, и в Центральной Азии ситуация не совсем простая — к примеру, Узбекистан “может рассматривать заявление от “носителя русского языка” о выходе из гражданства от трех до пяти лет, а в России сейчас этому “носителю” если и дают вид на жительство, то всего на три года и без права продления”, продолжает Харитонова.
Элемент мягкой силы
В свою очередь казахстанский политолог Петр Своик исходит из того, что законопроект — это эффективный элемент мягкой силы. “Если он будет принят, и выдача российских паспортов в соответствии с ним будет поставлена на твердую организационную основу, желающих может быть значительное количество, в том числе в Казахстане”, — предполагает он.
“Я ожидаю разделения отношения населения по этому вопросу примерно так же, как на экономическую интеграцию с Россией в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Многие понимают, что, несмотря на декларации, ЕАЭС — это союз не сугубо экономический, а с политической перспективой. При этом отношение к нему — как спокойно-позитивное, так и резко негативное, в пропорции два к одному. Инициативу Затулина можно рассматривать как следующий шаг в восстановлении политического евразийского союза, и отношение к нему логично ожидать таким же, как к евразийству”, — говорит собеседник DW.
По его оценке, от патриотически настроенной части интеллигенции и в СМИ будут звучать тезисы, что получатели российских паспортов не заслуживают к себе отношения как к соотечественникам. “Публичного противодействия этим мнениям нет, хотя представляют ли люди, его высказывающие, большинство в Казахстане, — большой вопрос. Но и реальных мер власти против инициативы российских депутатов я не вижу”, — рассуждает Петр Своик.
Новая союзная государственность?
Тем более, что двойное гражданство в Казахстане не разрешено, и в республике все же не та ситуация, чтобы жители срочно бросились обзаводиться российским паспортом. “Процесс будет идти медленно и подспудно. Но властям Казахстана, как и других государств бывшего СССР, многое придется менять, чтобы отреагировать на фактически поданный Россией сигнал о готовности стать центром формирования на месте СССР новой, более мягко организованной “сетевой” государственности. К этому нам придется приспосабливаться и в части законодательства, и в части идеологии”, — оценивает ситуацию Своик.
По словам Натальи Харитоновой, думские комитеты по делам национальностей и по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками уже поддержали законопроект. Комитет по государственному строительству и законодательству сейчас рассматривает отзывы государственных органов. Среди них есть и отрицательные.
“Насколько я понимаю, после рассмотрения всех отзывов этот комитет внесет законопроект на первое слушание в Госдуму. Разработчики ожидают, что он будет принят в первом чтении, хотя могут последовать поправки, а затем — и подзаконные акты, сужающие его действие. Многих беспокоит возможный рост миграционных потоков из Центральной Азии. Кстати, ряд казахстанских экспертов, резко критикующих законопроект, так и указывают, что он нужен именно для того, чтобы мобилизовать необходимую российскому рынку легальную долгосрочную рабочую силу со знанием русского языка”, — говорит координатора Jeen.
Ссылаясь на данные, полученные в МВД России, эксперт говорит, что с 2014 года “носителями” были признаны около 25 тысяч человек. Из них гражданство РФ получили около 4000. И большинство среди них — граждане Таджикистана, которым для этого не надо отказываться от таджикского гражданства в силу наличия соглашения с РФ о признании двойного гражданства.
Хотите получать новости и аналитику DW на смартфон? Подпишитесь на наш канал в Telegram: DW Центральная Азия
Оригинал статьи: DW-WORLD.DE Kasachstan