В Казахстане 22 апреля завершает свою работу Евразийский медиафорум (EAMF). Накануне его проведения в Союзе журналистов Казахстана (СЖК) произошло немаловажное событие, которое напрямую связано с громким процессом в отношении главы этой организации Сейтказы Матаева. За сутки до начала форума в Астане, 19 апреля, правление СЖК избрало главу международного фонда защиты свободы слова “Адил соз” Тамару Калееву временно исполняющей обязанности председателя СЖК. Сделано это было по просьбе самого Матаева, который с конца февраля нынешнего года находится под домашним арестом. Казахстанское Национальное антикоррупционное бюро выдвинуло в отношении него обвинения в совершении тяжких коррупционных и экономических преступлений.
По уставу…
Тамара Калеева в интервью DW пояснила, что в соответствии с уставом СЖК для переизбрания председателя правления вовсе не обязательно проводить съезд всей организации — мероприятие дорогостоящее и трудоемкое. “Мы провели заседание в формате видеоконференции, воспользовавшись современными техническими возможностями, что также заложено в уставе. Процедура голосования зафиксирована на видеокамеру, чтобы избежать каких-либо упреков в нарушении устава. Участвовали руководители от 14 регионов Казахстана и Алма-Аты. Поводом стало заявление Сейтказы Матаева. Как вы знаете, он сейчас под домашним арестом. Кроме того, в связи с арестом у него проявились очень серьезные проблемы со здоровьем”, — рассказала правозащитница.
“Поэтому Сейтказы объективно не может сейчас выполнять свои обязанности, и насколько долго — не совсем понятно. Кроме того, усиленно курсировал слух, что на медиафоруме в Астане или сразу после него какой-нибудь “инициативный” член СЖК выступит якобы от лица казахстанских журналистов и выразит недоверие председателю СЖК, поскольку тот находится под следствием. Так будет внесено предложение сместить Матаева, чтобы лишить его этого статуса и усилить на него давление власти”, — сообщила Тамара Калеева.
Надежда на временное
Собеседница DW также уточнила, что она была единогласно избрана именно временно исполняющей обязанности председателя, при этом статус Матаева как председателя остается в силе.
“В первой половине мая, судя по всему, начнется суд по делу Матаева, и я очень надеюсь, что к концу мая он вернется к исполнению всех своих обязанностей. Поэтому программных заявлений о неких новых приоритетах в работе СЖК я делать не собираюсь, а повседневная деятельность руководителя СЖК по оказанию помощи журналистам и изданиям продолжится”, — подчеркнула правозащитница.
По ее словам, правление СЖК в этой ситуации “горой стоит за своего председателя, его члены делали заявления в этой связи, обращались за поддержкой в партнерские организации — в Союзы журналистов России, Киргизии, Таджикистана, в другие организации”.
В свою очередь главный редактор издания “Новая газета — Казахстан” Александр Краснер, сам не являющийся членом СЖК, указывает на то, что Матаев представлял собой феномен общественной жизни Казахстана. “С одной стороны, он поработал во власти, был пресс-секретарем президента, с властью у него были хорошие отношения. В то же время у него были очень хорошие отношения со всеми правозащитными организациями Казахстана, с редакторами, издателями так называемых оппозиционных газет. Он служил фактически мостом между властью, независимыми СМИ и правозащитными организациями”, — говорит журналист.
Мост уничтожен
По его словам, когда у редакторов независимых СМИ возникали проблемы, они шли к нему, а он, используя свои связи и влияние, им помогал, не деля их на “своих” и “не своих”. А сейчас этот мост уничтожен. “Да, еще есть фонд “Адил Соз”, но его руководитель Тамара Калеева, имеет другой опыт взаимодействия с властью, чем Матаев. Там ее воспринимают как правозащитницу, она власть раздражает. При этом Матаев не боялся вручать премии независимым, а не провластным журналистам и СМИ, и таким образом тоже их поддерживал морально и, хоть немного, но материально. Наконец, Матаев был очень заметной фигурой на постсоветском пространстве, вице-президентом конфедерации журналистских союзов СНГ”, — продолжает собеседник DW.
Он обращает внимание на то, что Сейтказы Матаев, владея и русским и казахским языками, поддерживал в равных пропорциях и русскоязычную, и казахскоязычную независимую прессу. “В этом отношении он тоже очень толерантный и взвешенный руководитель. Калеева — чрезвычайно авторитетный общественный деятель среди журналистов, как временная фигура она — лучшая кандидатура. Но, к сожалению, она не владеет казахским языком. В южных регионах Казахстана превалируют издания на казахском, ей будет трудно наводить с ними связи”, — отмечает Александр Краснер.
Жесткая верстка медиафорума
“Надеюсь, что у высшего руководства Казахстана возобладает политическая мудрость, и Матаев вернется к исполнению своих обязанностей. В период ожидаемого транзита власти убрать такого человека с общественной арены руками антикоррупционного ведомства, которое в отношении него действует, похоже, даже плохо зная законы страны — роковая ошибка “, — сказал DW главный редактор “Новой газеты — Казахстан” и участник нынешнего Евразийского медиафорума, который, казалось бы, должен служить самым подходящим местом для обсуждения проблемы, вставшей перед медиасообществом Казахстана в связи с “делом Матаева”.
Но, как сказала перед началом EAMF Тамара Калеева, “программа там сверстана очень жестко и диалоговых площадок, где проблему СЖК можно обсудить, не предвидится”. Александр Краснер подтвердил, что эта проблема не находит отражения в подиумных дискуссиях. “Там в центре внимания глобальная политика. Зато в кулуарах тема постоянно поднимается. Очень многие журналисты, издатели убеждены, что “дело Матаева” — это очень серьезная ошибка власти. Причем говорят это и люди, которые близки к персонам, наделенным значительной властью в Казахстане”, — утверждает Александр Краснер.
Смотрите также:
Оригинал статьи: DW-WORLD.DE Kasachstan