«Где логика, не говоря уже о справедливости?!»
Разбирались в причинах таких действий правоохранительных органов и знакомили коллег с новостями в деле «Казком против журналистов» сегодня на пресс-конференции в Алматы адвокат Инесса Кисилева, глава прессозащитного фонда «Адил соз» Тамар Калеева и журналист Оксана Макушина, пишет НАКАНУНЕ.kz.
«Независимый сайт «Накануне.kz» в прошлом году начал подвергаться серьезным преследованиям. По иску «Казкоммерцбанка» сначала был гражданский процесс, где с Гузяль Байдалиновой взыскали 20 млн тенге в качестве компенсации морального вреда банку. Хотя публикация (предмет иска, «Новые па в марлезонском балете Казкома» — ред.) была только письмом читателя, — напомнила присутствующим Тамара Калеева. — И я думаю, если бы «Казкоммерцбанк» на него публично ответил, то это была бы цивилизованная дискуссия, которая только упрочила авторитет и репутацию банка».
К сожалению, банк пошел по другому пути. Так, в ответе фонду «Адил соз», который призвал банк отказаться от преследования журналистов, руководство банка пишет, что они только хотели найти источник заведомо ложных сведений, но не хотели и не хотят подвергать журналистов каким-то репрессиям. «Казкоммерцбанк» не будет требовать наказания жестче, чем это установит суд, говорится в заключение.
«То есть они полностью расписались то ли в своем бессилии, то ли в своей неспособности прекратить это дело, которое уже вызвало широкий общественный резонанс, — сделала вывод Тамара Калеева. — Как вы знаете, 10 марта Европарламент принял резолюцию по свободе выражения в Казахстане, где отдельно упомянуто преследование Гузяль Байдалиновой».
О деталях сегодняшней ситуации с Гузяль рассказала ее адвокат Инесса Кисилева.
«На следующей неделе истекают три месяца, как Гузяль Байдалинова находится в следственном изоляторе под арестом. На протяжении этих трех месяцев мы неоднократно обращались к судебным органам Алмалинского района, городскому суду с ходатайствами, представляли документы, подтверждающие состояние здоровья Гузяль, которое, как мы считаем, препятствует ее нахождению в изоляции. Также мы ходатайствовали перед судом об избрании более мягкой меры пресечения, такой как залог. Близкие знакомые Гузяль готовы были представить свою квартиру в залог того, что Гузяль не скроется от следствия и суда. Но почему-то следственные органы посчитали, что Гузяль представляет такую повышенную общественную опасность, что ее содержание возможно только в изоляции от общества», — сказала она.
Дело в том, что на протяжении трех месяцев с тех пор, как задержана Байдалинова, никаких дополнительных данных, которые свидетельствовали бы о необходимости ее содержания под стражей, следствием не добыто, полагает адвокат.
«Все следственные действия с Гузяль и начались, и закончились в январе. Фактически полтора месяца ни допросов, ни очных ставок, вообще никаких следственных действий не идет. Следствие она не интересует, прокуратуру не интересует. В таком случае какая необходимость содержать больную женщину, за которую готовы внести залог в 23 млн тенге, в следственном изоляторе, совершенно непонятно», — заключила Инесса Кисилева.
Срок содержания Гузяль под стражей истекает 23 марта, напомнила адвокат.
«Я полагаю, раз нам не объявили, что следствие окончено, и насколько нам известно, не все экспертизы проведены, я полагаю, что должно быть продление срока ареста до четырех месяцев. Либо следственный изолятор должен ее в 12 часов ночи 23 числа освободить. Но этого, конечно, не будет», — дала защитник свой прогноз и «обрадовала», что по закону следственные действия в отношении Гузяль Байдалиновой могут длиться ни много ни мало полтора года!
«По делу проведен ряд экспертиз. Установлено, что на сайте «Накануне.kz» опубликовано 4—5 статей, причем не все они носят негативный характер в отношении «Казкоммерцбанка». Однозначно, что из предъявляемых Гузяль 54‑х публикаций фактически пятьдесят были опубликованы на портале «Республика», к которому она не имеет совершенно никакого отношения. Из тех статей, которые опубликованы на сайте, есть ли там состав преступления, будет решать суд», — сообщила далее адвокат.
Гузяль намерена в любом случае отстаивать свою невиновность. Она категорически опровергает обвинения в распространении ложной информации и не видит правонарушения в своих действиях. «Она считает, что занималась своей журналистской работой, и не понимает, в чем она виновата», — подчеркнула г‑жа Кисилева.
Суд однозначно будет открытый, добавила адвокат, «и нам предстоит впереди много интересного».
«На допросах, куда вызвали всех, кто работал на сайте «Накануне.kz», зачитывали огромный список публикаций, где в заголовках было слово «Казкоммерцбанк», — дополнила спикеров Оксана Макушина. — В этот список попал материал с обычной пресс-конференции. Каким образом мы, передав слова спикера, распространяли ложную информацию? Мы считаем, что Гузяль — заложник ситуации».
На вопрос Тамары Калеевой, какова ситуация с «заказчиком» распространения ложных сведения, Инесса Кисилева ответила так: «По данным следствия, источник определен, он находится под арестом. Насколько мне известно из общения со следователем и его адвокатами, он не совсем признает свою вину, в связи с чем я полагаю, что это один из мотивов, почему они с Гузяль находятся под арестом».
«Здесь, в Национальном пресс-клубе, двое мужчин (Махамбет Ауезов и Рафаэль Балгин, фигуранты того же уголовного дела — ред.) каялись, говорили, что они сделали это исключительно ради денег, — недоуменно продолжила Калеева. — Но они на свободе, а невиновная женщина встретила в СИЗО и Новый год, и свой день рождения, и 8 марта, и не исключено, что и Наурыз будет там встречать. Я не знаю, как это с юридической точки зрения, но с человеческой точки зрения это очень странно. Где элементарная логика, не будем уже говорить про справедливость…»
Кстати, у всех на памяти неслыханный для казахстанской судебной практики оправдательный приговор Юлии Козловой, коллеги Гузяль. Обыск у Юлии был проведен в тот же день и по тем же основаниям — подозрению в распространении ложных сведений, но следователи «неожиданно» нашли коробку с марихуаной. После трехнедельного судебного процесса Юлия Козлова была признана невиновной в хранении наркотиков, а в адрес «правоохранителей», инициировавших уголовное дело, вынесено частное постановление.
На пресс-конференции журналисты поинтересовались, как оправдательный приговор Козловой может быть связан с делом Гузяль? «Это совершенные разные дела, и взаимосвязанными они никак не могут быть», — ответила Инесса Кисилева. Но Оксана Макушина добавила, что в деле Козловой большая часть доказательств были признаны недопустимыми, и «если эти же следователи будут привлекаться по делу Гузяль и использовать такие же методы, то есть опасения, что и результат будет тот же».
Всех интересовало, как себя чувствует Гузяль, и на этот вопрос могла ответить только ее адвокат, которая один-два раза в неделю посещает свою подзащитную в изоляторе.
«Мы виделись в понедельник, — рассказала она. — Я могу сказать, что у Гузяль продолжаются проблемы со здоровьем. Но духом она не падает однозначно. Мы готовимся к суду. Она понимает, что срок следствия будет продлен, но, как только придут результаты экспертизы, оно будет закончено в ближайшее время».
Чтобы не заканчивать на такой мрачной ноте, Инесса Кисилева заметила, что была у Гузяль 9 марта, и при ней журналистке принесли целую кипу поздравительных телеграмм. «Гузяль благодарит все, кто ее поддерживает», — передала адвокат.
Редакция со своей стороны призывает всех, кого тревожит ситуация со свободой слова в Казахстане, присоединиться к кампании в поддержку Гузяль Байдалиновой.
Читайте по делу Гузяль Байдалиновой:Сажать деревья? Нет, лучше журналистов, Дело Байдалиновой: «До суда пусть сидит!», Гузяль Байдалинова: 62 дня за решеткой, Генпрокуратура дала ответ по Байдалиновой, Следующий шаг в деле Гузяль за Горсудом, “Требуем освободить Гузяль Байдалинову!”, Еще на месяц оставили за решеткой, “Гузяль Байдалинова каяться отказалась”, “Сидит, потому что не сказала, что надо”, «Гузяль Байдалинова останется за решеткой», «Прекратите преследование журналистов Накануне.kz!», «Прощайся с имиджем, “Казком”», «ОБСЕ требует освобождения Гузяль», «Гадание на судейско-прокурорской ромашке», «CPJ требует освободить Гузяль Байдалинову», «За Гузяль Байдалинову поручились правозащитники», «“Адил Соз” просит «Казкоммерцбанк» одуматься», «Гузяль Байдалинова стала заложницей».
Читайте по делу НАКАНУНЕ: “Казком” пообещал быть “великодушным”, «Лебединая песня режима Назарбаева», «FH: Прекратите запугивать прессу!», «Зачем “Казкому” атака на журналистов?», «Прекратите запугивать журналистов!», «Заведомо виновны», «Обыски у журналистов “Накануне.kz”: часть II», «СРОЧНО: в Алматы идут обыски у журналистов!».
Оригинал статьи: Информационно-аналитический портал РЕСПУБЛИКА