Пытками и жестоким обращением называют нынешние условия содержания Владимира Козлова в СИЗО Актау правозащитники Евгений Жовтис и Жемис Турмагамбетова. Они советуют родственникам и адвокатам Козлова бить во все колокола и обращаться в правозащитные организации вплоть до Комитета ООН против пыток.
Автор: Андрей ЦУКАНОВ
Как сообщила жена Владимира Козлова Алия Турусбекова, недавно ее мужа перевели в тесную — 1,5х1,5 метра — камеру с тараканами, клопами и крысами. В смрадной душной камере арестанту искусали руки, шею, лицо. Кроме того, к арестованному политику «приставили» некоего майора по имени Сергей, который оказывает на него моральное и психологическое давление. До этого Владимир Иванович сидел в нормальной камере. Мы поинтересовались у правозащитников, можно ли квалифицировать такие условия содержания как пытки?
- Однозначно: помещение человека в такие условия является жестоким обращением, а иногда это можно охарактеризовать и как пытки. Вообще, это черт знает что! — возмутился председатель совета Казахстанского Международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис.
Он напомнил, что в казахстанском законодательстве существуют определенные стандарты содержания лиц, находящихся под стражей. Так, на одного человека должно приходиться не менее двух квадратных метров площади. Причем эти стандарты подходят для больших камер, где можно поставить множество двухъярусных коек и еще останется пространство для жизнедеятельности обитателей камеры.
- Как только я увидел это сообщение (об условиях содержания) в Интернете, я сразу же связался с женой Владимира Ивановича Алией. Во-первых, ей нужно немедленно написать заявление спецпрокурору, который наблюдает за местами содержания под стражей, — рассказал он о рекомендациях, которые дал супруге Козлова. — Во-вторых, ей или адвокату нужно немедленно написать заявление в общественную наблюдательную комиссию по Мангистауской области. Представители ОНК имеют право доступа в места содержания под стражей. Они посетят СИЗО и подтвердят либо опровергнут эту информацию.
По словам Евгения Жовтиса, наблюдатели могут попасть в СИЗО немедленно. Например, если заявление поступит сегодня, то сегодня же (в крайнем случае- завтра) они могут отправиться в СИЗО. Если представителей ОНК не пустят в СИЗО, то это будет основанием бить еще большую тревогу. Кроме того, сам Владимир Козлов либо его родственники имеют право обратиться непосредственно к спецдокладчику ООН по вопросам пыток.
Руководитель Хартии за права человека Жемис Турмагамбетова солидарна со своим коллегой.
- Скорее всего, начальник следственного изолятора получил команду сверху, поэтому Козлова и перевели в эту камеру. Это пытки, самые настоящие пытки в отношении Володи, — сказала Жемис Турмагамбетова.