Журналисты, освещающие судебный процесс о декабрьских погромах в Жанаозене написали десять заявлений в областной суд Акату с просьбой отменить запрет на ведение видео, аудио и фотосъемок процесса. Прессе в просьбе отказали, сославшись на… Европу.
Автор: Алла ЗЛОБИНА, Шарипа ИСКАКОВА
- Как мы уже заявляли: суд изначально занял твердую позицию о транспарентности и открытости судебных заседаний, — сообщил сегодня на брифинге в Актауском Центре молодежи «Арман» представитель пресс-службы облсуда Нурлан Кунутуов. — Это было ярко продемонстрировано в ходе первого дня процесса, когда разрешались фотосъемка, применение видео и аудиозаписи. Но, в соответствии с требованиями статьи 326 Уголовно-процессуального кодекса РК, эти действия не должны мешать нормальному ходу судебного разбирательства. В ходе судебного заседания 28 марта поступило ходатайство одной из сторон участников процесса о запрете фотосъемок применения аудио, звукозаписи, так как это мешает нормальному ходу судебного разбирательства. Это является правом участников сторон процесса и соответствует п.10 Нормативного постановления верховного Суда РК от 6 декабря 202 года № 25 «О соблюдении принципа гласности судопроизводства по уголовным делам»,
Нурлан Кунтуов добавил: такое решение принимается председательствующим судьей на основании ходатайств стороны- потерпевших, свидетелей, адвокатов, обвинителей. “Таким образом, решение принято с учетом мнения участников процесса”, — поставил он жирную точку в этом споре.
Журналисты удивились — ведь во время обсуждения этого вопроса на втором заседании суда, присутствие в основном зале прессы и использование ею профессиональной техники дружно поддержали все: и адвокаты, и потерпевшие, и свидетели и подсудимые. «Против» выступила только одна сторона — гособвинители.
- Таким образом, в соответствии с законодательством Казахстана и правами участников судебного процесса, обеспечена полная открытость процесса для общественности, СМИ, международных наблюдателей и других заинтересованных сторон, — продолжал убеждать прессу сотрудник облсуда. — При этом обращаем особое внимание: представителями СМИ могут свободно присутствовать непосредственно в зале суда и вести письменные записи.
Журналисты слушали молча. Сотрудник облсуда Нурлан Кунтуов. продолжил:
- Хотел еще подчеркнуть: в вопросах обеспечения принципа гласности и открытости судопроизводства по уголовным делам судебная система и законодательство Казахстана руководствуется исключительно правами и интересами участников процесса. Хотя в международной практике используются более жесткие ограничения, стандарты и принципы.
Журналистам провели экскурс в международное право, посвятив в практику запретов ведения видеосъемок в развитых странах.
- Суды многих стран не позволяют записывать процесс на видео или транслировать его, — механически зачитывал пресс-релиз представитель пресс-службы. — В США, в соответствии с положениями статьи 53 Федерального уголовно-процессуального кодекса фотографирование или любая трансляция судебного разбирательства по уголовным делам в федеральных судах запрещается. В Италии доступ в зал судебного заседания всех заинтересованных лиц, публики и СМИ может быть ограничен в случаях, когда возникает потребность в обеспечении нормальной деятельности суда. Проведение фотографирования, видеозаписи и киносъемки допускается с разрешения председательствующего в судебном заседании и с согласия сторон, если это не создает препятствий для судебного разбирательства. Судебное разбирательство в Австрии также ограничивает доступ всех заинтересованных лиц и вообще для публики, в том числе представителей СМИ, в зал судебного заседания. Теле-радио записи, фотосъемка во время суда там тоже не допускаются.
Напоследок в пример журналистам привели всеми посещаемую Турцию. Там, оказывается, представители СМИ тоже участвуют на процессах без записывающих аудио- и видео аппаратуры.
- Подобные ограничения также существуют во многих других странах, — заверил Нурлан Кунтуов и направился к выходу.
Журналисты хотели спросить: а причем здесь диктофоны и почему нельзя снимать и даже фотографировать в отельном зале для прессы? Но представителя облсуда и след простыл.
Read the article:
Что пытаются скрыть на суде в Актау?