Судья Ербол Ахметжанов признал пограничника Владислава Челаха виновным по всем предъявленным ему обвинениям. Защита считает, что приговор суда был предопределен. Сторонники Владислава Челаха не намерены опускать руки: они нацелены пройти все инстанции казахстанского правосудия и обратиться в Комитет по правам человека при ООН.
Автор: Касым ДЖАНИБЕКОВ
Прения сторон, отложенные судом на вторник, так и не состоялись. Подсудимого привели в зал суда под усиленной охраной полицейских. С заломленными за спиной руками, в надетом на голову капюшоне Челах напоминал заключенного, уже приговоренного к особому режиму содержания. Как позже выяснится, так оно и окажется.
“Не ломай мне руку, тварь!”
Вчера прения закончились выступлением защитника Жумагайши Саржановой, ожидалось, что во вторник в суде будут выступать адвокаты Серик Сарсенов и Серик Эстияров. Однако Сарсенов в Талдыкорган так и не приехал, а Эстияров снова отказался выступить, ссылаясь на запрет со стороны своего подзащитного.
В кабинке для подсудимых Челаху продолжали крутить руки двое полицейских. Третий держал его за голову, видимо, опасаясь того, что он снова может причинить себе увечья. Челах кричал, чтобы его вывели из зала, что он не желает здесь находиться, иногда переходя на нецензурную лексику. Причину такого принудительного привода судья объяснил, обратившись к Челаху:
- Суд вам разъясняет, что судебные прения подходят к завершению, к сожалению, ваш адвокат Сарсенов не прибыл. Судом были приняты меры для организации прений. В связи с тем, что ваш защитник Сарсенов ходатайствовал о времени для подготовки к прениям, суд частично удовлетворил ходатайство, перенес заседание на десятое число, затем на одиннадцатое, однако… — свою мысль судья не успел закончить.
- На каком основании меня сюда насильно привели, вы вообще никаких возможностей не предоставляли, — выкрикнул Челах.
- Вы желаете участвовать в прениях? — спросил его судья.
- Нет, — выкрикнул Челах.
- Ваш адвокат Саржанова просила вас оправдать за… — но судью снова прервал подсудимый.
- Я отказался от нее, я написал собственноручное заявление, выведите меня из зала судебного заседания, твари! — продолжал выкрикивать Челах, конвоиры продолжали крутить ему руки, на лице подсудимого появилась гримаса боли, из зажмуренных глаз текли слезы.
- Больно, не ломай мне руку, тварь, — кричал подсудимый конвоиру.
Судья, поняв тщетность своих попыток соблюсти формальную законность с подсудимым, предложил выступить с репликой прокурору. Под продолжающиеся выкрики Владислава Челаха выступил прокурор Кемаль Шаяхмет:
- Преступниками не рождаются, ими становятся. Почему так долго держался город-герой Брест? Потому что там не было такого человека, как Челах. А почему пал такой город, как Отрар? Потому что там оказался предатель, — рассуждал прокурор, но выкрики Челаха помешали ему продолжить экскурс в историю, и он вернулся к настоящему. Не скрывая своего возмущения, прокурор повысил свой голос и продолжил:
- Адвокат Сарсенов не скрывал своего неуважения к суду и демонстрировал свое неуважение к другим участникам процесса. Периодически заявлял о своих правах, постоянно спал — это зафиксировано, затем вскакивал и заявлял ходатайства. Сарсенов систематически пытался затеять непроцессуальные отношения с участниками процесса. Переходил на личности и членов их семей, произвольно комментировал происходящее в суде. Главный его тезис — все вокруг никто, он один непреложная истина.
Закончив разбирать поведение отсутствующего адвоката, прокурор попросил суд вынести частное определение в отношении Сарсенова о прекращении дальнейшего исполнения им адвокатских обязанностей. Органам внутренних дел прокурор предложил выяснить, имеется ли в действиях адвоката состав преступления.
Попытки адвоката Эстиярова выступить с репликой были прерваны судьей на том основании, что выступить с репликой могут только те участники процесса, которые участвовали в прениях. После чего Ахметжанов объявил о завершении судебных прений и о своем уходе в совещательную комнату для вынесения приговора.
Виновен по всем статьям
Оглашение приговора по делу Челаха началось в половине шестого, на полтора часа позже объявленного времени. (В скобках отметим, что в это же время на другом конце Талдыкоргана выносили приговор еще одному фигуранту дела “Арканкергена”, начальнику заставы “Сары-Боктер” Алексею Фомину.) Само оглашение приговора судьей Специализированного межрайонного военного суда по уголовным делам Ахметжановым заняло шесть минут пятьдесят две секунды.
Подсудимый Владислав Челах был на этот раз спокоен, наручниками он был прикреплен только к одному конвоиру. После возгласа “Суд идет!” подсудимый встал и стоя выслушал свой приговор.
Судья перечислил всех участников процесса: судебных приставов, прокуроров, адвокатов, представителей потерпевших, переводчиков, зачитал, по каким статьям обвинялся подсудимый, и затем объявил:
- Владислав Валерьевич Челах признан виновным по всем предъявленным ему статьям Уголовного кодекса Республики Казахстан: статья 96 — убийство, статья 175 — кража, статья 255 — хищение оружия, статья 142 — незаконное проникновение в жилище, статья 251 — незаконное ношение оружия, статья 373 — дезертирство, статья 387 — умышленное уничтожение военного имущества, статья 172 — незаконное получение госсекретов. Смягчающих вину подсудимого обстоятельств суд не усмотрел, окончательный приговор — пожизненное лишение свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Кроме того, суд частично удовлетворил гражданские иски представителей потерпевших к подсудимому. Пятеро родственников пограничников требовали с Челаха от десяти до двадцати пяти миллионов тенге каждый в качестве возмещения морального вреда. Решением суда осужденный будет обязан выплатить в качестве возмещения морального вреда каждому истцу по пять миллионов тенге. Иск воинской части 2484 в размере 7 миллионов 843 тысяч тенге суд удовлетворил полностью. Помимо этого Владислав Челах обязан выплатить 840 000 тенге за проведенные в ходе следственных мероприятий экспертизы.
Что касается гражданского иска представителя потерпевшего Ахметжана Шодабаева (представитель потерпевшего Рустама Акылбаева) к воинской части 2484 в размере 30 миллионов тенге, то суд оставил его без рассмотрения.
“Судебная власть гноится на теле народа”
Многих из родственников погибших пограничников решение суда удовлетворило полностью, представители потерпевших Тукен Сарсембаева (представляла интересы Сарсембаева Талгата) и Аббат Амиргалиев (представитель Бекзата Амирбаева) благодарили суд и прокуроров за справедливое решение.
Мать Челаха Светлана Ващенко на удивление довольно спокойно восприняла приговор суда.
- Мы ожидали такого решения, мы не опустим руки, будем готовить апелляцию, после завершения всех инстанций в Казахстане обратимся в ООН. Он не виноват, каждый из погибших пограничников мог оказаться на его месте, не его вина в том, что он остался жив, а они погибли, — сказала Ващенко после приговора.
Комментарии адвокат Серик Сарсенов дал по телефону.
- Приговор они вынесли давно, — уверенно заявил адвокат, — иначе как можно объяснить то, что между прениями и вынесением приговора всего несколько часов. С самого начала все было ясно, приговор известен. Все наши попытки законными способами доказать невиновность наталкивались на стену.
Что касается желания прокуратуры лишить Сарсенова адвокатской лицензии, то юрист прокомментировал эту затею следующим образом:
- Я начхал на их потуги отобрать мою адвокатскую лицензию, уже миллион раз пытались, и на этот раз у них нет никаких на то оснований. Поэтому мы будем продолжать, в ближайшее время будет готова апелляция.
Однако, уверен Серик Сарсенов, в Казахстане они не добьются справедливости, единственная их надежда — это Комитет по правам человека при ООН.
- Наша судебная власть в ее нынешнем виде смердит и гноится на теле казахстанского народа, — резюмировал адвокат.
Read the original post:
Челаха посадили до конца жизни