Проблемы цифрового телевидения обсуждались на днях в комитете мажилиса по социально-культурному развитию. В итоге представители правительства говорили о широте охвата большим количеством телеканалов, а представители гражданского общества – о дороговизне приемных устройств и низком качестве «официальных» СМИ.
Автор: Камиль АЯНОВ
По данным вице-министра транспорта и коммуникаций Романа Скляра, сейчас его ведомство активно занимается тем, что обеспечивает населению доступ к массовой информации, в частности — к отечественным телеканалам. Уже сформирован пакет бесплатного доступа, состоящий из 37 казахстанских теле- и семи радиоканалов.
Оптимисты учат казахский, остальные — китайский и корейский
Спутниковое цифровое телерадиовещание, как отметил вице-министр, это возможность для любого жителя нашей страны из любого отдаленного места смотреть наши республиканские каналы. Купив набор оборудования стоимостью около 28—30 тысяч тенге, потребитель получит этот самый бесплатный пакет. Платный же позволит ему черпать информацию аж из 160 телевизионных каналов.
Параллельно выполняется еще одно поручение главы государства — развивается и внедряется «казахстанское содержание» — те же ресиверы сплошь являются продуктами «Made in Казахстан». В полный комплект также входит «не китайская» спутниковая тарелка.
- Мы даем возможность малому и среднему бизнесу развивать производство в РК для обеспечения населения данным видом продукции, — отдельно уточнили чиновники. — Уже действует производство на заводе им. Кирова в Петропавловске. Данная продукция реализуется в торговых сетях РК.
Впрочем, даже если телевидение будет доступным, возникает вопрос — что же по нему смотреть? Народные избранники непрозрачно отметили, что большим спросом у казахстанцев пользуются даже турецкие и корейские каналы, нежели отечественные.
- Учим корейский язык, — сыронизировала на эту тему глава комитета, депутат Дарига Назарбаева. — Китайский тоже.
Тот факт, что казахстанский контент весьма далек от качественного, никто отрицать не стал. Народные избранники повздыхали о том, что страной тратятся огромные бюджетные деньги и прилагается масса усилий ради того, чтобы поднять в космос сигнал очень плохого канала (особенно если речь идет о региональных представителях). С ними согласился даже председатель правления АО «Казтелерадио» Абай Кадралиев.
- В принципе, контент большого количества каналов нецентрального уровня оставляет желать лучшего, — заявил он. — Но это такой вопрос, который является для нас зачастую предметом спора. Мы должны создать условия для нецентральных каналов, чтобы они имели свои возможности, чтобы подстегнуть их к конкурентной работе. Поэтому на заседании комиссии было принято решение, что наиболее достойные из этих региональных каналов будут включены в перечень свободного доступа, который идет через спутник. В пакет войдут только лучшие из лучших…
Не для слабонервных
А вот исполнительный директор Национальной ассоциации телерадиовещателей Казахстана Шолпан Жаксыбаева считает, что, говоря о качестве контента, имеет смысл посмотреть, что же транслируют региональные филиалы госканалов, в частности — телеканала «Казахстан».
- Это зрелище не для слабонервных, — заявила исполнительный директор. — Вы когда будете в регионах, посмотрите, пожалуйста. Я была в Актау, я там видела похороны в прямом эфире. («Ужас, ужас», — прокомментировали депутаты.) Это вот телеканал «Казахстан», это филиалы. К вопросу о том, как эффективно расходуются средства для подъема этих сигналов. Каждый сигнал любого филиала стоит огромных денег.
Здесь же Шолпан Жаксыбаева привела примеры частных региональных каналов, чудом попавших в базовый пакет: ТДК-42 из Уральска и «Алау» из Кустаная.
- Как говорится в той рекламе — почувствуйте разницу! — заявила она. — Это те телеканалы, которые 20 лет в эфире, которые сами чего-то добиваются, не получают миллиардных дотаций, как наши госканалы, и тем не менее они составляют им конкуренцию. Поэтому региональные телеканалы друг другу рознь.
По мнению г‑жи Жаксыбаевой, через год имеет смысл пересмотреть государственную политику в данной области. А также поближе познакомиться с тем, что дают в эфир «частники», и уже на основании сравнительного анализа делать выводы. Кроме того, исполнительный директор напомнила присутствующим о… Конституции.
- Ежегодно государственным телеканалам выделяется из государственной казны 20 миллиардов тенге, — напомнила она. — Я посчитала, это и ребенок платит, и пенсионер, и трудоспособный по 10 долларов ежегодно. Я думаю, что пора ставить вопрос о разгосударствлении или частичном разгосударствлении этих телеканалов и сосредоточить усилия на целевом финансировании проектов всех телеканалов, независимо от форм собственности. Потому что статья Конституции гарантирует именно такой равный подход ко всем телеканалам.
- А негосударственные каналы готовы платить за то, что их возьмут в пакет? — тут же полюбопытствовала Дарига Назарбаева.
На что Жаксыбаева возразила, что по закону таким каналам гарантировано бесплатное подключение до 2015 года, а дальше, конечно, согласны, потому что тоже знают, что у нас рыночная экономика.
Осталось выяснить, за что готовы платить телезрители. Не так давно ассоциация провела социологический опрос среди казахстанских зрителей на тему того, что они предпочитают смотреть. Как нетрудно догадаться, в числе лидеров оказались не госканалы. Зато прозвучало много хороших слов о местных «частниках».
- Мы за то, чтобы в спутниковом пакете (транслирующемся) на всю страну были только достойные телеканалы, — подчеркнула Жаксыбаева. — Если он какой-нибудь слабенький, на уровне шашлычной, то, конечно, он не должен быть. Но местный в пакетах должен быть обязательно. Потому что только они освещают проблемы.
По мнению исполнительного директора ассоциации, такие независимые СМИ могли бы послужить своеобразной отдушиной при обострении социально-экономической ситуации в областях.
- Возможно, Жанаозена и многих неприятных событий в нашей стране могло бы и не быть, если бы в том же Жанаозене был местный телеканал, — считает она, — была бы какая-то площадка, где люди могли бы собираться, чтобы выходил пар, обсуждать эти проблемы. А там только одни спутниковые тарелки.
Жаксыбаева также с грустью констатировала, что за последние шесть лет в нашей республике не открылся ни один независимый частный телеканал — только государственные или аффилированные с государством.
Соблюдайте частоту!
По-прежнему весьма туманной у нас остается сфера распределения частот.
- Зачем вообще нужен переход на цифровое телерадиовещание? Он дает огромную экономию частотного ресурса, — объяснила Жаксыбаева. — Если государство тратит огромные деньги (в Казахстане на этом этапе — 52 миллиарда тенге), значит, население что-то должно выиграть, значит, бизнесмены, которые в эту отрасль вкладываются, тоже должны что-то выиграть. Это называется цифровой дивиденд. У нас нет никакой информации о том, сколько у нас будет этого цифрового дивиденда, кто его получит и кто на этом наварится.
Частоты — общенародное достояние, поэтому ассоциация предлагает сделать так, чтобы это вопрос контролировался обществом. Например, в Министерстве транспорта и коммуникаций есть комиссия по распределению частот — туда должны войти мажилисмены и представители гражданского общества.
Жаксыбаева напомнила, что еще в 2000 году региональный канал платил за частоту в Караганде 8 миллионов 317 тысяч тенге. На тот момент это около 80 тысяч долларов.
- За эти деньги он выкупил право на 49 лет эксплуатировать частоту, — отметила директор. — На основании этого он получил бессрочную лицензию. Закон обратной силы не имеет, лицензия бессрочная. Откуда все разговоры, откуда все волнения среди вещателей? А представляете, если у него 18 городов, сумму 8 миллионов умножьте на 18 городов. Это будет сумма, которую он в прошлом году заплатил за это, это его материальный актив. А теперь в 2011 году к нему приходят и говорят — извините, вы попользовались, освобождайте частоту…
Нетрудно догадаться, ни о какой компенсации затрат речи не идет.
- Телеканал попадает в финансовую и техническую зависимость от «Казтелерадио», — констатировала Жаксыбаева. — Теперь у нас на земле, на воде, и в воздухе — «Казтелерадио». Оно является монополистом.
В каком положении при этом оказываются «частники», честно выложившие «частотные средства» (даже если у них не отнимать лицензию), и предположить грустно. Доходит до абсурда.
- Теперь у них бесправный статус, потому что согласно закону они получают свидетельство о регистрации СМИ, — специально уточнила директор. — А оно отзывается на раз-два-три. Завтра что-то не понравится уполномоченному органу — и он запросто отзывает это свидетельство. (А лицензию можно отозвать только через суд.) И каждые три года конкурсы. Люди, которые заплатили миллионы, теперь в зависимости от того, что решит комиссия. Например, в кабельный пакет вот в этот раз не попал «Хит-ТВ». Это канал, который выложил огромные деньги и теперь не получил ничего.
«Пролетевшему» каналу депутаты посочувствовали вслух. Точнее сказать, помянули: мол, казахстанский музыкальный канал… единственный был.
Согласно закону, отметила Жаксыбаева, частотные присвоения могут быть изменены, а ущерб компенсирован. Но в особых случаях — в интересах обеспечения обороны страны, безопасности и охраны правопорядка. С одновременным возмещением хозяйствующим субъектам, осуществляющим деятельность в области связи, ущерба, связанного с переходом на другие частоты. А вот перехода на цифровые частоты в этом списке нет, как ни старалась ассоциация добиться этого.
- Все требования участников нашей ассоциации законны, — отметила Жаксыбаева. — И хотя мы вопили на всех конференциях, в Стамбуле, Вене, Австрии, тем не менее закон этот принимается. Фактически идет передел рынка.
Алтын дала — тенге забрала
Исполнительный директор ассоциации также раскритиковала систему условного доступа наземной сети. По ее словам, поддержка отечественного предпринимателя производится в основном за счет отечественного же потребителя, а отсутствие надлежащей информации о предоставляемых услугах дает основания для мошенничества со стороны дилеров.
- Система условного доступа — это ключ к замку, — подчеркнула Жаксыбаева. — Это такой страж бизнеса, который позволяет предпринимателям навариваться.
Аргументы «Казтелерадио» о защите отечественного производителя, завода, производящего ресиверы, выглядят весьма бледно. Для ввода системы были затрачены огромные бюджетные средства, а результатом стало ограничение в выборе доступного по цене приемного оборудования.
- Сегодня вы спрашивали — почему так мало потребителей, абонентов — вот из-за этого, — объяснила исполнительный директор. — Потому что они могут купить только ресивер завода Кирова, который находится в городе Петропавловске. А его не бывает. В Караганде, например, три недели не было этих ресиверов. Люди хотели купить, а их нет. И нет альтернативы. Налицо создание искусственной монополии, нарушение прав потребителей и уход этих потребителей в другие среды. Они уходят или в Интернет, или предпочитают кабель.
Вопрос цены по-прежнему актуален. По данным ассоциации, 500 тысяч социально защищаемых семей, это примерно 2 миллиона человек, должны получить приставки за счет государства. Остальному населению, это 2,5 миллиона семей, предстоит приобрести ресиверы для эфирного телевидения за 7 и 14 тысяч тенге.
- Я еще оптимистические цены дала, — утверждает Жаксыбаева. — Примерно 400 тысяч приобретут абонентское оборудование для приема спутникового сигнала за 30 тысяч. Цены недоступные. Отсутствие конкуренции приводит к увеличению стоимости. К тому же китайские детали, оно все низкого качества. И в результате у нас всего-навсего 195 тысяч абонентов, а на это затрачено 52 миллиарда тенге бюджетных средств.
Со своей стороны ассоциация предлагает открыть рынок, подключить к процессу производителей ресиверов из Украины и Беларуси, а также помочь населению субсидиями на приобретение оборудования.
На этой оптимистичной ноте глава комитета мажилиса Дарига Назарбаева прервала выступление, сославшись на то, что им предстоит обсудить еще много вопросов.
Справедливости ради стоит отметить, что критическое выступление от лица общественности народная избранница без внимания не оставила. И пообещала отправить правительству свои рекомендации по обсуждаемым темам.
- Единственная проблема, которая явно сейчас выпячивается, это то, что государство в сфере СМИ и телекоммуникации очень сильно начинает доминировать и монополизировать все и вся, — отметила Назарбаева. — Хорошо, если вслед за этой монополией приходит и высокое качество. Тогда, может быть, это все было бы не так заметно. Но имеется огромная монополия, тратятся абсолютно немереные средства, а выхлоп получается просто копеечный. Столько каналов, в том числе региональных, нас заставляют смотреть. Конечно, зритель уходит и смотрит иностранные каналы, которые интереснее, более конкурентоспособны. И тарелки будут ставить другие…
Эпилог: вещать нельзя вешать
- Мы бы хотели, чтобы здесь какой-то был баланс, — заявила Назарбаева. — Или государство должно сказать: «Нам негосударственные телеканалы и радиостанции не нужны, их нужно потихонечку, вот такими способами задушить».
В качестве альтернативы мажилисмен предложила поискать компромиссные решения.
- Такие, где и государство довольно, — отметила она, — и негосударственные СМИ также получают возможность развиваться, планировать свой бизнес, а не дрожать каждый раз в коридорах министерства в ожидании, что у них отберут частоту, отберут лицензию и т.д. Слава богу, там крючков сегодня у государства очень много. И то, что сегодня негосударственные СМИ, несмотря на это, умудряются выживать, причем на довольно хорошем уровне, конкурировать с государственным сектором, им надо за это просто памятники ставить!
Все бы хорошо, но, честно говоря, в первый, «честный», вариант верится намного больше. И похоже, что в итоге госканалы, несмотря на низкокачественный контент, как и раньше, будут получать финансирование и преференции. А «частникам» достанутся… памятники. Скорее всего, посмертно.
Continue reading here:
Цифровое — не значит качественное