Подробности читайте на http://www.facebook.com/respublika.kaz
Мы имеем в виду предстоящее 24 мая 2011 года IPO компании Glencore International на Лондонской и Гонконгской фондовых биржах и уже свершившуюся сделку по продаже отеля Ritz-Carlton на улице Тверской в Москве казахстанской инвесткомпании «Верный капитал». В обоих случаях мы натыкаемся на Булата Джамитовича. Почему? Давайте порассуждаем.
Начнем с того, что Булата Утемуратова не только считают одним из бенефициаров «Казцинка», чьи акции собирается выкупить Glencor International на деньги, полученные от первичного размещения своих акций, но и… тайным акционером самого Glencore International. Косвенным доказательством этого является сам факт глубокого проникновения Glencore International в сырьевой сектор нашей страны, что в принципе невозможно без крышевания со стороны влиятельных фигур в «Ак орде» и скрытых договоренностей об удовлетворении их частных интересов.
Как известно, «Казцинк», в котором сегодня Glencore International принадлежит чуть более 50% акций, был создан путем объединения горно-металлургических предприятий свинцово‑цинковой промышленности. История их приватизации запутанна, непрозрачна и полна множества «скелетов в шкафу». Но сейчас речь не об этом, а об определенном векторе в действиях Утемуратова и причинах его непотопляемости.
Миллиардером по списку «Форбс» Булат Джамитович стал после того, как продал принадлежащий ему и членам его семьи пакет акций «АТФБанка» итальянской банковской группе Unicredit. Общая сумма сделки тогда составила более 2 миллиардов долларов, большая часть которых, если не львиная доля, досталась Утемуратову. Надо отдать должное «Усатому» — он смог продать свой актив буквально перед началом мирового кризиса, получив наилучшую цену за подобные активы в Казахстане.
Вырученные средства, судя по всему, были вложены в том числе в паевые инвестиционные фонды. Как известно, покупатель отеля Ritz-Carlton — инвесткомпания «Верный капитал» — управляет восемью инвестфондами, суммарные активы которых на конец 2010 года составляли чуть менее 1,5 миллиарда долларов.
Основная часть средств в эти фонды, по нашему предположению, была внесена самим «Усатым», его сыновьями и… некими третьими лицами, интересы которых Булат Джамитович всегда представлял в нашей стране и за ее пределами.
Косвенным доказательством аффилированности Утемуратова и инвестиционной компании «Верный капитал» служит то, что последний возглавляется Тимуром Исатаевым, работавшим раньше председателем правления «АТФБанка» до его продажи иностранному инвестору.
Получается, что 700 миллионов долларов, которые, по данным российского журнала РБК, «Верный капитал» заплатил за фешенебельный отель в центре Москвы, прямо напротив Красной площади и Кремля, были истрачены из средств от продажи мажоритарного пакета акций в «АТФБанке».
Поскольку Glencore International уже сообщила о своих намерениях инвестировать часть вырученных от IPO средств на увеличение своего пакета акций в «Казцинке» с 50,7 до 93%, можно быть уверенным, что сделка состоится. В результате Булат Утемуратов может получить, по разным оценкам, до 2 миллиардов долларов наличными, которые в глазах финансовых контролеров зарубежных государств и иностранных банков будут иметь вполне легальное происхождение.
Удивительно, но факт: один из самых влиятельных казахстанских чиновников Булат Джамитович никогда не занимался бизнесом как основным видом деятельности, а всегда был государственным служащим высокого ранга, но при этом систематически продает казахстанские активы, чтобы затем вкладывать вырученные средства в активы зарубежные. И самый интересный тут, пожалуй, вопрос «на засыпку»: действует ли он исключительно в своих интересах или еще представляет интересы некоего лица из «Ак орды», оказывающего ему исключительное и постоянное покровительство?
Впрочем, вопрос этот, похоже, риторический, поскольку ответ на него в Казахстане знают все. Именно этим объясняется тот неоспоримый факт, что «Усатый», будучи одиночкой и не любимым практически всей остальной элитой страны, в течение многих лет остается для своих врагов неприкосновенной личностью.
Причем эта неприкосновенность распространяется не только на него, но и на контролируемые им активы. Достаточно сравнить информационные потоки про «Казахмыс», ENRC и «Казцинк» (Владимира Кима, Александра Машкевича и Булата Утемуратова) и отсутствие наездов со стороны правоохранительных и надзорных органов, чтобы понять это.
Похоже, Булат Джамитович предпочитает действовать в тени, не привлекая особого внимания гражданского общества и СМИ, избегая конфликтов с госорганами и конкурентами. И это ему пока удается. Причем с точки зрения бизнеса его сделки — самые удачные: продажи на пике спроса и по лучшей на рынке цене, а покупки на пике предложения и по минимальной на рынке цене.
Мы не сомневаемся, что после продажи остального пакета акций «Казцинка» Glencore International Булат Утемуратов сможет опередить в рейтинге «Форбса» многих других казахстанских миллиардеров, а возможно даже, стать первым. Но, может, пора уже зарубежному общественному мнению и финансовым регуляторам поинтересоваться, откуда столько везения и денег у госчиновника. И не помогает ли ему некто, благодаря кому стало возможным появление «Казахмыса», ENRC, «Казцинка» и других монстров?
Кстати, судя по заявлениям Мухтара Аблязова в отношении Тимура Кулибаева и продаж казахстанских нефтедобывающих активов китайским инвесторам, технология подобных продаж применяется не в первый раз — казахстанский актив, законность приватизации которого и прозрачность сделки весьма сомнительны и в обязательном порядке будут подвергаться проверке после смены политической власти, продается иностранному инвестору в обмен на кэш или долю акций в компании-инвесторе.
Похоже, таким образом нынешняя верхушка «Ак орды» снижает свои политические риски на случай, если вдруг Назарбаев все-таки уйдет и народ потребует или передела собственности, или восстановления справедливости.
Этого не могут не понимать политики и наиболее продвинутые представители гражданского общества — именно поэтому, видимо, они выступили на этой неделе с обращением, где задались теми же, что и мы, вопросами. Мы же взяли комментарий у одного из подписантов. Объяснить, с чего вдруг появилось «обращение пятнадцати» и почему они так обеспокоены будущим размещением акций Glencore International, мы попросили лидера находящейся в процессе госрегистрации партии «Алга» Владимира Козлова.
- Владимир Иванович, чем вызвано заявление по IPO компании Glencore International?
- Тем, что 24 мая, то есть вот-вот, эта компания проведет на Лондонской и Гонконгской биржах первичное размещение своих акций. Перед этим эмитент обязан раскрыть для потенциальных покупателей максимально объективную и полную информацию о себе. В том числе ту, которая содержится в нашем заявлении, — что после ухода Назарбаева и смены власти в Казахстане будут тщательно проверены законность, справедливость и честность приватизации крупнейших производственных комплексов.
Среди них мы назвали компании «Казцинк» и ENRC, акции которых собирается в дальнейшем купить Glencore International на деньги, вырученные от IPO.
То есть если будет установлено, что «Казцинк» и ENRC были приватизированы неправильно, например через дачу взяток высокопоставленным казахстанским государственным деятелям или же ими самими через подставных лиц, то эти сделки будут признаны недействительными с момента их совершения. И тогда инвестиции Glencore International в казахстанские активы, а значит, и деньги тех, кто купит акции этой компании, превратятся в ничто. Согласитесь, это существенный политический риск, о котором имеют право знать на рынке.
Мы также проинформировали Лондонскую и Гонконгскую фондовые биржи и мировые информационные СМИ о своих подозрениях, что предстоящее IPO компании Glencore International может быть прикрытием для отмывания денег казахстанскими должностными лицами…
- Если можно, чуть подробнее скажите на эту щекотливую тему…
- Казахстанцы прекрасно знают и помнят, как непрозрачно была проведена приватизация ведущих горнодобывающих и металлургических комплексов. Но об этом мало что известно за пределами страны. Поэтому мы напомнили потенциальным инвесторам и мировым СМИ, что нынешнее распределение собственности и контроля в лидирующих секторах казахстанской экономики тесно связано с авторитарным политическим режимом Назарбаева.
Соответственно, Булат Утемуратов, который является одним из акционеров «Казцинка» и, как мы подозреваем, самой компании Glencore International, действует не только в своих частных интересах, но и тех, кто его крышует. Предстоящая же продажа им акций «Казцинка» Glencore International — это способ отмывания незаконно полученных денежных средств, когда политическая власть нечестно и несправедливо конвертируется в собственность, а затем эта собственность продается инвесторам.
- Вы считаете, что Ваше заявление как-то отразится на первичном размещении акций Glencore International?
- Такой цели мы перед собой не ставили. Но мы считаем принципиально важным акцентировать позицию демократических сил страны: итоги приватизации государственной собственности в Казахстане не подлежат пересмотру за исключением нескольких крупных комплексов, имеющих стратегическое значение.
Их не больше десятка, но все они — «Казахмыс», «Казцинк», ENRC, ряд нефтедобывающих гигантов — попали в руки тех, кто сегодня крайне заинтересован в сохранении суперпрезидентской, а по сути, авторитарной политической системы. Соответственно, когда эта система упадет, будет не в национальных интересах сохранять эту собственность за теми, кто ее фактически украл у народа.
Те из инвесторов, кто прямо или косвенно покупает подобные активы или доли в них, должны об этом помнить. Ведь именно по этой причине, понимая эти риски, нынешние владельцы пытаются перепродать свои активы инвесторам вроде Glencore International в обмен на наличные миллиарды.
ЗАМЕТИМ ЧТО Булат Утемуратов по размеру капитала может обойти зятя президента Тимура Кулибаева, пишет британская Daily Telegraph. По информации издания, госчиновник, которого называют «консильери» Назарбаева, должен заработать 2 миллиарда долларов, когда компания Glencore направит 40% суммы прогнозируемого чистого дохода от первоначального размещения на покупку акций компании «Верный капитал». Последняя является партнером по управлению активами «Казцинка» — гиганта горно-металлургической промышленности Казахстана.
Источник: Газета “Голос Республики” №17 (193) от 13 мая 2011 года