Беспрецедентный судебный процесс проходит в городе – спутнике Караганды. В марте этого года аким города Сарани Сергей Касимов в интересах государства подал в суд иск на умершую 14 лет тому назад жительницу поселка Актас и ее ныне здравствующего сына. Суд иск принял и даже начал разбирательство по нему, в связи с чем представитель ответчика Рахым Утеуов подал ходатайство об обеспечении связи с потусторонним миром – его судья Асылбекова обещала рассмотреть тоже.
Автор: Марина ВЕЙЦЕЛЬ
Собственность без права собственности?
Суть дела такова: 26 декабря 1999 года жительница поселка Актас Амина Янбекова скончалась и оставила приватизированную квартиру по адресу: ул. Космическая, д. 18 а, кв. 6. Ее старший сын Ильдар не заявил прав на наследство, а младший, Ринат, прописанный в материнской квартире, в это время находился в РФ, куда уехал еще в 1995 году. Поэтому акимат Сарани, к которому территориально относится поселок Актас, в 2000 году наложил дереликцию на жилье Янбековых и заселил в него гражданку Чайка Л. А. на основании ордера № 734 от 23.07.2000 года.
Но дальнейших действий по передаче бесхозного жилья в коммунальную собственность города сотрудники акимата не предприняли. И до настоящего времени договор приватизации № 6235 от 30.12.1993 года никто не отменял.
В 2005 году Ринат Янбеков вернулся в родные края и решил окончательно обосноваться в Казахстане. Первые несколько лет о квартире матери он не вспоминал, как говорит он сам, не до того было. А в конце 2011 года узнал, что квартира в Актасе по документам все еще числится за ним, и решил оформить наследство.
4 декабря 2012 года частный нотариус Болдарева С. В. открыла наследственное дело № 220/2012, а Янбеков подал иск о выселении Людмилы Чайка и признании ордера № 734 недействительным. И тогда акимат, вовремя не оформивший жилплощадь должным образом, обратился в суд со встречным иском. И с этого момента дело перестало быть рядовым.
Связь с потусторонним миром обеспечьте!
Тринадцать ходатайств заявил представитель ответчика за тот недолгий промежуток времени, что длится разбирательство по этому, казалось бы, рядовому делу — с 11 марта нынешнего года. Акимат Сарани в лице акима Сергея Касимова в иске указал двух ответчиков: мать и сына Янбековых — Амину Саитзадовну и Рината Шарифовича. Все бы ничего, да только в том же исковом заявлении истец указывает, что Амина Саитзадовна умерла в 1999 году (!), и ссылается на свидетельство о ее смерти. Как ни странно, городской суд не усмотрел в таком иске ничего особенного и принял его к рассмотрению.
- С начала этого абсурдного процесса я пытался втолковать судье и представителю истца, что ни Гражданский кодекс, ни простая логика не предусматривают ответственности для покойников, — разводит руками Рахым Утеуов. — Но мои возражения не принимались во внимание. Я пытался дать отвод судье, которая приняла противозаконный иск, заявлял о применении срока исковой давности, предлагал истцу убрать мертвую из ответчиков, но все было бесполезно.
В конце концов 1 апреля представитель ответчика на полном серьезе подал ходатайство об обеспечении связи с потусторонним миром. Учитывая дату судебного заседания, на котором было заявлено данное ходатайство, судья поначалу приняла заявление г‑на Утеуова за издевку, однако тот на полном серьезе пояснил, что раз суд принял иск к покойнице, то наверняка знает, как рассматривать такие дела. А для того, чтобы не нарушать права Амины Саитзадовны, умершей в 1999 году, перед законом Республики Казахстан, а также для обеспечения правосудия всех обстоятельств, имеющихся по делу, нужно обеспечить связь с ней.
Перед лицом неоспоримых доводов представителя ответчика судья Асылбекова сдалась и обещала рассмотреть данное ходатайство на одном из ближайших судебных заседаний.
Ответственность — по наследству
Однако акимат Сарани все же «передумал». Во вторник, 9 апреля, представитель истца заявила ходатайство о замене ответчика. Вместо умершей 14 лет назад Амины Янбековой она представила судье нового ответчика — старшего сына покойной Ильдара Янбекова.
- Поскольку владелица квартиры умерла, ответчиками становятся ее наследники — Ильдар Шарифович и Ринат Шарифович, — заявила юрист акимата города Сарани.
- Как так? — удивленно возразил Рахым Утеуов. — Как может быть ответчиком человек, который даже не заявляет прав на спорное жилье? Только по тому признаку, что он сын своей матери?
Несогласие с таким поворотом дела выразил и сам новоявленный ответчик, присутствовавший на судебном заседании.
- Это брат все затеял, пусть сам и судится! А мне эта квартира не нужна, я могу даже отказ от нее написать! — растерянно пояснил свою позицию Ильдар Янбеков.
Однако судья сообщила ему, что ответчиков суд не назначает, а посему ему остается только изучать материалы судебного дела и готовить отзыв на исковое заявление акима Сарани.
После этого судья удалилась, назначив новое судебное заседание на 19 апреля.
- Видите, что происходит в наших судах, — высказал свою точку зрения представитель истца Рахым Утеуов. — Принимаются к рассмотрению совершенно незаконные исковые заявления. Мало того что в ответчиках числятся покойники, лица, не имеющие отношения к предмету спора, так еще и по закону аким города не имеет полномочий подавать иски в интересах государства. По Конституции даже у президента страны нет таких полномочий. Это прерогатива премьер-министра, прокурора. Но суды закрывают на это глаза.
Оригинал статьи: