Подробности читайте на http://www.facebook.com/respublika.kaz
Еще сообщается об изъятии и аресте множества активов, включая квартиры, машины, рестораны и прочее, приобретенные за счет незаконно полученных средств. Казалось бы, взялись с размахом. Но невозможно не задаться вопросом: неужели до этого времени «Ак орде» не было известно о массовой контрабанде китайских товаров в Казахстан? Да об этом не мог знать только слепоглухонемой и неходячий.
Чтобы не быть голословными, сошлемся на сообщение одного из информагентств, датированное еще 2006 годом: «На пресс-конференции в Астане заместитель председателя КНБ РК Козы-Корпеш Карбузов предал огласке данные расследования относительно организованной преступной группы на «Хоргосе»… В реализации этой схемы участвовали отдельные должностные лица правоохранительных органов, а также члены ОПГ «Атабинские» и «Четыре брата», которые имели свою долю теневых отчислений».
Как мы видим, проблема была всегда, более того, скандалы вокруг массовой контрабанды китайских товаров в Казахстан вспыхивали регулярно, но проходили по одному и тому же сценарию: какое-нибудь правоохранительное ведомство объявляло об обнаружении ОПГ, громко обвиняло контрабандистов и подкупленных ими таможенников, сажало какое-то их число, после чего обновлялись руководство и персонал таможенных пунктов и все затихало до очередного раза. Причем все понимали, что очередной раз наступит, когда дележка доходов от контрабанды по-тихому перестанет устраивать одного из участников данного «технологического процесса».
Поэтому в данном случае удивляет не столько сам факт выявления и разгрома ОПГ, сколько то, что впервые начали «обнаруживаться» ниточки, тянущиеся к высокопоставленным сотрудникам таких правоохранительных структур, как АБЭКП и КНБ, а также быстрое снятие с должности Козы-Корпеша Карбузова.
По слухам из Астаны
Рассмотрим версии, почему Назарбаев, а без него в данном случае не обошлось, дал санкцию на столь решительные и масштабные действия, а самое главное — заставил или почти заставил сотрудничать правоохранительные структуры, ранее плохо помогавшие друг другу. Но сначала несколько слухов из Астаны — их нельзя считать информацией, но и пренебрегать ими не стоит.
Слух первый. Решение о массовой спецоперации принимал лично Назарбаев, которому председатель КНБ Нуртай Абыкаев положил на стол толстую папку с доказательствами, отмахиваться от которых президент не стал, более того, потребовал кардинальных мер и взял дело под свой личный контроль.
Слух второй. Последние годы контрабандный поток через китайско-казахстанскую границу в основном контролировали «южане». Соответственно, главную роль в этом играл председатель Таможенного комитета Козы-Корпеш Карбузов, которому до сих пор удавалось отбить наезды других правоохранительных структур, а их было немало.
Слух третий. Бывший начальник департамента Генеральной прокуратуры Мусабеков дал показания против лидеров «южан», в том числе Сарыбая Калмурзаева и Карбузова, благодаря которым первый был освобожден от должности управляющего делами главы государства и отправлен лечиться, а второй мгновенно и без каких-либо разборок уволен с должности.
Слух четвертый. На Казахстан сильно надавила Москва, которую в преддверии снятия таможенных постов с российско-казахстанской границы и объединения таможенных пространств сильно беспокоит контрабандный поток китайских товаров. Тех самых, что еще недавно служили основным источником наполнения знаменитого московского «Черкизона» (Черкизовского рынка — ред.) с его миллиардными в долларах оборотами.
Есть ряд других слухов, но мы перечисли главные.
Маховик репрессий запущен
На основании всего объема доступной нам информации можем сделать вывод, что раскрытие и разгром организованной преступной группы таможенников‑контрабандистов, о котором столь громко сообщает Астана, стал результатом-следствием нескольких факторов, которые благодаря тому, что совпали в пространстве и во времени, создали синергетический эффект оглушительного и пугающего хлопка.
Во-первых, несомненно, имело место давление Москвы с требованием закрыть таможенное пространство Евразийского экономического сообщества от более дешевых китайских товаров‑конкурентов. Требование вполне справедливое, хотя и ущемляющее интересы широких слоев казахстанцев и россиян с низким уровнем доходов, для которых контрабандные товары не только обходились дешевле, чем такие же, но завезенные официально, но они еще и помогали сдерживать рост цен на продукцию российского и белорусского производства.
Во-вторых, поскольку технология массовых арестов сотрудников отдельных госструктур с последующим освобождением от должности главы соответствующего ведомства в Казахстане опробована не раз, но наиболее громко — в деле Верховного суда, очевидно, что целились в председателя Таможенного комитета.
Последний не только считается одним из лидеров клана «южан», особенно усилившегося после отставки и отъезда на лечение за рубеж Калмурзаева, но и является одним из самых информированных людей в стране.
Напомним, что до таможни Карбузов работал заместителем председателя КНБ РК, причем в тот самый период, когда трагически погибли Заманбек Нуркадилов и Алтынбек Сарсенбаев, а поэтому вместе с Нартаем Дутбаевым и Владимиром Божко он является носителем многих секретов нынешнего политического режима.
Соответственно, смещения его жаждали многие, и не только непосредственные претенденты на кресло главы таможенного ведомства. Вряд ли они сидели без дела, скорее регулярно клали на стол президенту соответствующую информацию.
В‑третьих, аномалия, когда руками одного «южанина», мы имеем в виду председателя финпола Кайрата Кожамжарова, колбасятся другие представители «южного клана», вряд ли могла быть реализована без прямого указания «лидера нации». К этому выводу нас подталкивает ряд других фактов: отставке Карбузова предшествовали события, которые из сегодняшнего дня выглядят совсем по-другому.
Сначала был задержан сотрудниками КНБ начальник департамента по надзору за законностью в оперативно-разыскной деятельности Генеральной прокуратуры Мурат Мусабеков по подозрению в незаконном получении и разглашении госсекретов (по неофициальной информации, он после дачи нужных следствию показаний освобожден под подписку о невыезде). Вскоре генеральный прокурор Кайрат Мами был передвинут в спикеры Сената, а управляющий делами главы государства Сарыбай Калмурзаев покинул свою должность по «болезни». И с этого момента позиции «южан» в госаппарате стали на глазах слабеть.
Похоже, что кто-то, если не сам Назарбаев, использовал задержание и показания Мусабекова, чтобы расколоть лидеров южной группы, повысив одного из них, но так, чтобы реальных полномочий у него стало меньше, и отправив за борт другого. После чего нанес удар по третьему — председателю Таможенного комитета Козы-Корпешу Карбузову, использовав схему, опробованную ранее на председателе Верховного суда. В результате от «южан» первого эшелона остались только Умирзак Шукеев, первый вице-премьер в правительстве Карима Масимова, и мажилисмен Сат Токпакбаев. Видимо, они или оставлены на потом, или не представляют прямой и непосредственной угрозы.
Все начинается с малого
Что касается разговоров о борьбе с коррупцией и поддержке бизнеса путем арестов нечестных таможенников, то оставим их Астане. Мы в такие намерения Назарбаева не верим, иначе кое-кто из его родственников и приближенных уже давно давал бы показания следователям. Но поскольку этого нет, приходится сделать вывод: последние многочисленные аресты таможенников‑контрабандистов и сотрудников правоохранительных структур — это репрессии.
Мы, впрочем, не утверждаем, что репрессированные не виноваты. Более того, сильно подозреваем, что у большинства рыльце в пушку. Но задерживают и посадят их не за это, а за то, что оказались не в том месте и не в тот час, потому что так решили «наверху», потому что не оказалось «крыши» или денег на то, чтобы откупиться.
Кстати, по последним слухам из Астаны, резонанс от дела таможенников‑контрабандистов оказался таким громким, что его начали «тормозить». По информации анонима, регулярно присылающего свои письма на портал «Республика», зампредседателя финпола Рустама Ибраимова и Козы-Корпеша Карбузова не арестовывают в обмен на освобождение под домашний арест начальника 5‑го департамента КНБ Талгата Жакаева и ответственного сотрудника КНБ Ерлана Абдрахманова.
Еще «Аман Шабдарбаев» пишет, что несколько человек уже купили себе свободу по цене не ниже полумиллиона долларов. Но даже если это не так, то факт заключается в том, что алматинские адвокаты, готовые защищать арестованных сотрудников таможенных органов и контрабандистов, не могут дождаться «дорогих» клиентов, хотя их арест суд должен санкционировать только с участием защитников.
Неофициально нам это объяснили тем, что предпринимаются экстраординарные меры по предупреждению утечки информации. Однако если это происходит за счет ущемления законных прав людей, хотя и совершивших преступные деяния, но согласно Конституции имеющих право на защиту, то происходящее трудно назвать иначе, чем репрессиями.
…В свое время, прочитав много литературы на тему сталинских репрессий, я не мог понять, как трагические события тридцатых-пятидесятых годов, затронув такой широкий пласт советских граждан и нанеся стране такие людские потери, зачастую оказывались незамеченными среди населения. Сегодня я понимаю, что тогда, как и сегодня, произошло социальное расслоение и сталинские репрессии, как и сегодня назарбаевские, рассматривались многими как кара, которую провидение или господь насылают на тех, кто преуспел в жизни, смог занять более высокую должность, заработать большие деньги, ездить на дорогой машине и жить в шикарном доме.
Возможно, именно поэтому сегодня нет смысла ожидать протеста со стороны гражданского общества, ведь репрессируемые — это часть государственного аппарата. Того самого, что служит инструментом насилия и административного принуждения для «лидера нации». Поэтому народ в своей массе как бы устроился с пивом перед телевизором в надежде получить интересную «развлекаловку».
Для Советского Союза сталинские репрессии обернулись очередной волной людских потерь, из-за которых постсоветские государства страдают до сих пор. Например, в СССР талантливых, энергичных, созидающих людей хватило на прорывные проекты вроде космонавтики и военного атома, а вот уже на множество мирных отраслей не хватило. В результате страна и система проиграли экономическое соревнование.
Нас могут, как всегда, обвинить в нагнетании напряжения в обществе. Но скажите честно, вы уверены, что вас не смогут ложно обвинить и осудить? Отобрать бизнес или заставить дать взятку? Изнасиловать или избить, а потом откупиться от наказания? Не дать заслуженную должность? То-то и оно. Любое большое начинается с малого, а как только в уголовном преследовании первое место занимает политическая необходимость, оно превращается в репрессии.
Запрос ушел в финпол
Слух о том, что высокопоставленных сотрудников таможни, замешанных в деле о коррупции на «Хоргосе», якобы выпускают за взятки, сообщил порталу «Республика» постоянный автор редакции, подписывающийся «Аманом Шабдарбаевым». По его словам, минимальная такса за развод — полмиллиона долларов наличными.
Мы, конечно, не можем судить, насколько этот слух имеет под собой основания, но есть опасения, что в наше время и в нашей стране все возможно — ведь работала же под носом у КНБ и финпола ОПГ, отмывающая миллиарды на таможне.
Есть смысл задуматься и над другими словами автора письма. Например, почему не арестовывают зампредседателя финпола Рустама Ибраимова и экс-председателя Таможенного комитета Козы-Корпеша Карбузова? И правда ли, что к задержанным членам ОПГ — а их, говорят, более 40 человек — не допускают адвокатов?
Мы послали соответствующий запрос в столичный финпол и алматинский департамент, но пока не получили ответа.
…В свое время Рим долго разлагался под рукой императоров, которые, используя доходы от провинций, делали все, чтобы держать плебс в повиновении и спокойствии, давая ему то, что он требовал, — хлеба и зрелищ. В данном случае Назарбаев невольно дал зрелище, которое можно назвать «борьбой скорпионов в банке за выживание». Проблема заключается только в том, что подобные элитные войны невозможно удержать в рамках, поскольку они вольно или невольно ведутся за верховную власть и до полной победы.
Источник: Газета “Голос Республики” №17 (193) от 13 мая 2011 года
See the article here:
Хлеба и зрелищ вышло с избытком