3 C
Астана
29 марта, 2024
Image default

Хиджаб или школьная форма: дилемма казахстанских учениц

Ученица в хиджабе

Для 6‑летней Софии Пан­чен­ко из Кок­че­та­ва и ее 7‑летней сест­ры Ами­ны новый учеб­ный год начал­ся со скан­да­ла. Пре­по­да­ва­те­ли, ссы­ла­ясь на устав учеб­но­го заве­де­ния, потре­бо­ва­ли, что­бы девоч­ки не при­хо­ди­ли в шко­лу в хиджа­бах. А роди­те­ли Ами­ны и Софии уве­ре­ны в том, что доче­ри обя­за­ны оде­вать­ся в соот­вет­ствии с рели­ги­оз­ны­ми кано­на­ми. Отец дево­чек Андрей Пан­чен­ко, при­няв­ший ислам несколь­ко лет назад, гро­зит­ся подать на адми­ни­стра­цию шко­лы в суд, уве­ряя, что тре­бо­ва­ния дирек­то­ра ущем­ля­ют кон­сти­ту­ци­он­ные пра­ва его дочерей.

Вла­стям надо поду­мать и решить

По сло­вам роди­те­лей уче­ниц алма­тин­ских школ, вла­стям стра­ны сто­и­ло бы, нако­нец, решить вопрос о ноше­нии хиджа­бов. Ведь кон­флик­ты по это­му пово­ду воз­ни­ка­ют меж­ду уча­щи­ми­ся, их роди­те­ля­ми и руко­во­ди­те­ля­ми обра­зо­ва­тель­ных учре­жде­ний каж­дый год, при­чем в раз­ных реги­о­нах стра­ны. А ислам испо­ве­ду­ет более 70 про­цен­тов насе­ле­ния Казахстана.

Центральная мечеть в Алма-Ате
Цен­траль­ная мечеть в Алма-Ате

“Наше­му пра­ви­тель­ству очень удоб­но быть хоро­шим во всех отно­ше­ни­ях и гово­рить о тер­пи­мо­сти и транс­па­рент­но­сти. Тако­ва внут­рен­няя поли­ти­ка госу­дар­ства. Но так не быва­ет, что­бы и овцы были целы, и вол­ки сыты “, — отме­ти­ла в ком­мен­та­ри­ях DW мать уче­ни­цы одной из школ Алма-Аты Лей­ла Алтынаева.

По ее мне­нию, луч­шим выхо­дом было бы, либо вве­сти, нако­нец, еди­ную, обя­за­тель­ную для всех школь­ни­ков фор­му одеж­ды, либо все-таки раз­ре­шить жела­ю­щим носить тра­ди­ци­он­ный для жен­щин-мусуль­ма­нок голов­ной платок.

Про­ти­во­ре­чие законов

“В шко­лах дирек­ция ссы­ла­ет­ся на свой внут­рен­ний устав, обя­зы­ва­ю­щий всех носить еди­ную фор­му, а в мини­стер­стве обра­зо­ва­ния, куда мы, роди­те­ли, отправ­ля­ли запрос, ссы­ла­ют­ся на закон “Об обра­зо­ва­нии”, — гово­рит Лей­ла Алты­на­е­ва. — С одной сто­ро­ны, Кон­сти­ту­ция дает нам пра­во сво­бо­ды веро­ис­по­ве­да­ния, а с дру­гой — в законе “Об обра­зо­ва­нии” Казах­ста­на в ста­тье 43 гово­рит­ся о том, что вопро­са­ми по школь­ной фор­ме зани­ма­ет­ся обра­зо­ва­тель­ное учреждение”.

По ее сло­вам, несмот­ря на то, что в ее семье испо­ве­ду­ют ислам и соблю­да­ют все рели­ги­оз­ные кано­ны, доче­ри при­шлось все-таки носить обыч­ную школь­ную фор­му. “При­чи­на про­ста, — гово­рит Лей­ла, — не хоте­лось бы, что­бы на девоч­ку смот­ре­ли косо или зани­жа­ли ей отметки”.

В свою оче­редь роди­те­ли дру­го­го ребен­ка, уча­ще­го­ся в линг­ви­сти­че­ской гим­на­зии Алма-Аты, рас­ска­за­ли DW, что преж­де чем у них при­ня­ли доку­мен­ты при поступ­ле­нии в это учеб­ное заве­де­ние, дирек­ция шко­лы потре­бо­ва­ла согла­сия роди­те­лей на ноше­ние детьми еди­ной школь­ной фор­мы. В ином слу­чае, гово­рят роди­те­ли, им бы при­шлось идти в дру­гую школу.

При этом ни в одной ста­тье зако­на “Об обра­зо­ва­нии” Казах­ста­на нет пря­мо­го запре­та на ноше­ние хиджа­бов уча­щи­ми­ся. А в законе “О рели­ги­оз­ной дея­тель­но­сти и рели­ги­оз­ных объ­еди­не­ни­ях” при­нуж­де­ние кем-либо снять пла­ток, а так­же недо­пу­ще­ние к заня­ти­ям из-за отка­за снять голов­ной убор, явля­ет­ся “вос­пре­пят­ство­ва­ни­ем закон­ной рели­ги­оз­ной дея­тель­но­сти, нару­ше­ни­ем граж­дан­ских прав физи­че­ских лиц и оскорб­ле­ни­ем их рели­ги­оз­ных чувств”.

Малень­ким девоч­кам носить хиджаб необязательно

Как отме­тил в ком­мен­та­ри­ях кор­ре­спон­ден­ту DW отец уче­ни­цы линг­ви­сти­че­ской гим­на­зии Анвар Есы­лов, он вовсе не счи­та­ет зазор­ным раз­ре­шить доче­ри снять хиджаб во вре­мя заня­тий в шко­ле. “Я согла­сен с тем, что застав­лять уче­ниц сни­мать плат­ки это непра­виль­но. Но в тех же хади­сах напи­са­но, что про­ти­во­ре­чить зако­нам того госу­дар­ства, где ты живешь, тоже непра­виль­но”, — гово­рит Анвар Есылов.

Поэто­му счи­та­ет он, из двух зол надо выби­рать мень­шее. С точ­ки зре­ния Анва­ра, малень­ким девоч­кам мож­но раз­ре­шить ходить без плат­ка. Посколь­ку он пред­пи­сан взрос­лым женщинам-мусульманкам.

“Замуж­ние жен­щи­ны, кото­рые испо­ве­ду­ют ислам, на мой взгляд, долж­ны носить ту одеж­ду, кото­рую счи­та­ют пра­виль­ной. Но пер­во­клаш­ки не долж­ны сидеть на уро­ках в плат­ках, если все осталь­ные уче­ни­ки носят обыч­ную школь­ную фор­му. Зачем ребен­ка сра­зу выде­лять и про­ти­во­по­став­лять все­му клас­су”, — отме­тил Анвар.

Надо ска­зать, что дале­ко не все шко­лы так кате­го­рич­но настро­е­ны по пово­ду ноше­ния школь­ни­ца­ми хиджа­ба. К при­ме­ру, в неко­то­рых шко­лах Алма-Аты учи­те­ля, сквозь паль­цы смот­рят на одеж­ду учеников.

Все зави­сит от рай­о­на горо­да. “Рань­ше мы жили на окра­ине горо­да, в мик­ро­рай­о­нах, там наши дети мог­ли носить плат­ки, им никто это не запре­щал. Прав­да, плат­ки завя­зы­ва­ли сза­ди, как ком­со­моль­скую косын­ку”, — рас­ска­зал Анвар Есылов.


Источ­ник: www.dw.de,
полу­че­но с помо­щью rss-farm.ru

Original post:
Хиджаб или школь­ная фор­ма: дилем­ма казах­стан­ских учениц

архивные статьи по теме

Пулат Ахунов. Истоки узбекского самовластья

Editor

Об опасности популизма власти и оппозиции

Editor

Зять елбасы «подорвался» на Гоге