Информация по конкретным высокопоставленным чиновникам, не прошедшим первый этап отбора в кадровый корпус «А», стала полной неожиданностью для Алихана Байменова. В чем глава агентства по делам государственной службы простодушно признался на брифинге в службе центральных коммуникаций в среду. При этом, по его словам, информация не является секретной. Но тогда тем более непонятно, почему должности «героев» довело до сведения страны интернет-издание, а не само агентство.
Автор: Серик БАЙДАУЛЕТОВ
Напомним, что во вторник ресурс «Vласть» сообщил, что не смогли пройти отбор несколько заведующих отделом аппарата Конституционного совета, Верховного суда, аппаратов сената и мажилиса, управления делами президента.
В канцелярии премьер-министра не прошли тестирование заведующие отделом обороны Олег Федоров, отделом финансово-хозяйственной и кадровой работы Бердибек Мейрбеков и отделом документооборота Салтанат Турлубеккызы. Среди ответственных секретарей министерств и ведомств, по сведениям издания, не прошел тестирование ответсекретарь агентства по статистике Нурболат Айдапкелов. Среди руководителей аппаратов акимов регионов тестирование не прошли руководитель аппарата акима Акмолинской области Булат Жупинов и руководитель аппарата акима Западно-Казахстанской области Жалгас Мырзагалиев.
«Среди председателей комитетов больше всего «потерь» у министерства индустрии и новых технологий. Здесь не прошли тестирования председатели комитета индустрии туризма, комитета промышленности, комитета атомной энергии и комитета технического регулирования и метрологии», — пишет «Vласть».
В министерстве здравоохранения не смогли преодолеть первый барьер отбора председатель комитета контроля медицинской и фармацевтической деятельности Даулетхан Есимов, председатель комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора Жандарбек Бекшин.
В министерстве финансов тестирование не смог сдать председатель комитета по финансовому мониторингу Мусиралы Утебаев. В министерстве образования и науки не смог сдать тест председатель комитета по контролю в сфере образования и науки Серик Ирсалиев.
В министерстве регионального развития не сдал тестирование председатель комитета по управлению земельными ресурсами Кадирхан Омаров. В министерстве труда и социальной защиты не прошел первый этап отбора председатель комитета по контролю и социальной защиты Сериккали Бисакаев…
Такое обилие не прошедших тестирование схоже с результатами прошлогодней аттестации в правоохранительных органах. Только тогда результаты оглашал официальный представитель властей — представитель АП Алик Шпекбаев. Теперь же Байменов просто затруднился ответить на вопрос, где «Vласть» взяла эти результаты и почему с аналогичным списком не выступило само агентство.
- Вчера вечером для нас это тоже было неожиданностью, — признал Байменов, комментируя вопрос журналистов об источниках утечки. — Но, судя по тому, что там указаны конкретные районы и города, это не утечка из агентства, однозначно, потому что наши люди физически не могли подготовить информацию по районам, — добавил он.
Это уже само по себе было весело: специализированное агентство «физически» не могло подготовить подобную аналитическую справку, а интернет-издание оказалось на это способно. Так может быть, «Vласть» следует зачислить в кадровый резерв агентства, а само агентство проверить на дееспособность?
Впрочем, до каких-то оргвыводов дело едва ли дойдет, поскольку, по словам Байменова, опубликованные изданием сведения не являются секретными.
- Мы защищали тесты — это секретная информация, а информация о тех, кто прошел — не секретная, — пояснил глава агентства. — Нам тоже интересно, откуда такой анализ, который даже наши не успели сделать, но для нас персоны не имеют значения. Я персонально акимами регионов не интересовался, — заявил Байменов.
При этом он косвенно подтвердил, что результаты тестирования госслужащих можно считать провальными: порядка 30 процентов госслужащих, чьи должности переведены в управленческий корпус «А», не прошли тестирование.
- Из числа госслужащих, должности которых переведены в корпус «А», 511 человек подали документы для участия в отборе в данный корпус, из них 155 человек или 30 процентов не преодолели пороговые значения, — заявил глава агентства. — Среди них — один ответственный секретарь, 2 руководителя аппаратов акимов областей, 8 председателей комитетов, 20 председателей и членов ревизионных комиссий, 54 акима и 2 председателя дисциплинарных советов агентства по делам госслужбы, — уточнил он, подтверждая, в общем-то, информацию интернет-издания.
- Таким образом, по итогам тестирования можно сделать вывод о том, что кадровый состав корпуса «А» будет обновлен как минимум на 30 процентов, — продолжил Байменов. — Всего в тестировании приняли участие 1787 кандидатов, из них 499 — госслужащие корпуса «А», 931 — иные госслужащие, 357 — лица, не являющиеся госслужащими, еще 64 кандидата не явились на тестирование. Таким образом, из числа проходивших тестирование 72 процента составляют лица, не являющиеся госслужащими корпуса «А», 1 тысяча 124 кандидата преодолели пороговые значения и успешно прошли тестирование, 663 не смогли набрать пороговые значения. При этом, 15 кандидатов набрали 100 из 100 возможных баллов, — уточнил он.
По его словам, в программу тестирования были включены тесты на знание 10 законов в сфере государственной службы: Конституции, трех конституционных законов и других законодательных актов. По словам Байменова, претенденты при прохождении экзамена чаще всего ошибались в законодательстве об обращении граждан и о местном самоуправлении.
- Как мне говорят, очень часто на законе об административных процедурах ошибались, по закону об обращении граждан и закону о местном самоуправлении. Но это на первый взгляд, — в очередной раз дал понять, что особому анализу результаты тестирования пока не подвергались, глава агентства.
- Со всеми должностными лицами, кто сегодня занимает должности в корпусе «А», 26 марта были заключены контракты сроком на полгода. Значит, контракт истекает либо 26 сентября, либо в момент, когда на эту должность назначается другое лицо, прошедшее конкурсный отбор кадровый резерв, только из числа резервистов. Следовательно, в этих двух случаях, лица, не прошедшие тестирование и дальше отбор Национальной комиссией, освобождают должность, крайний срок — 26 сентября, — разъяснил дальнейшую судьбу непрошедших тестирование Байменов. И попытался найти позитив в 30-процентном негативе.
- Открытый конкурсный отбор на управленческие должности корпуса «А» позволил раскрыть кадровый потенциал регионов и открыть новых потенциальных управленцев, — заявил он. — Из числа кандидатов, подлежащих прохождению собеседований в региональный кадровых комиссиях, только 23% кандидатов — это действующие госслужашие корпуса «А», а 77% кандидатов составляют сотрудники территориальных подразделений центральных органов, местных исполнительных органов и лица, не состоящие на государственной службе. Возможность представить себя на уровне региональных кадровых комиссий, а в дальнейшем и на уровне Национальной комиссии, получают кандидаты, которые при партонажной системе и политическом характере назначений могли бы и не попасть в поле зрения лиц, имеющих право назначения на управленческие должности. На сегодняшний день в региональных кадровых комиссиях проводится собеседование с кандидатами. Эти комиссии, возглавляемые акимами областей, должны дать оценку кандидату, его профессиональным качествам. С 4 июня начинаются собеседования в Национальный комиссии по кадровой политике,— отметил он.
И напоследок произнес тираду, в которую верится с еще большим трудом, нежели в то, что агентство «физически» до сих пор не способно было провести анализ итогов тестирования.
- Хочу отметить, что понимая, что глава государства проявляет политическую волю по созданию управленческого корпуса «А» и дал указание провести честный, прозрачный, открытый отбор, высокие должностные лица даже не пытались влиять на результаты тестирования и это существенная разница между 1999 и нынешним этапом. Для нас имеют значение только общие итоги, тенденции, — заключил Байменов.
Что тут скажешь, кроме «Аминь!»?
Оригинал статьи: