После долгого молчания советник президента Казахстана по политическим вопросам Ермухамет Ертысбаев все-таки прокомментировал масштабную кампанию по закрытию независимых от Акорды средств массовой информации.
Автор: Редакция
Напомним, что впервые Ертысбаев высказался на эту тему в середине октября в интервью радио “Азаттык”, когда уверил казахстанские СМИ в том, что “их никто закрыть не может”.
- Только решением суда у нас газеты или сайт может быть закрыт. И мне кажется, к средствам массовой информации что-нибудь применить подобное будет невозможно. И правильно сделал суд, что не применяет, потому что это уже свобода слова, статья 20‑я Конституции, — никто это отнять не может. Они могут как критиковали все эти годы, так и продолжать подвергать жесткой, нелицеприятной критике, даже на грани фола и так далее. Ради бога, пусть делают. Поэтому надо разделить: деятельность партии, Козлова как руководителя — это одно, а деятельность средств массовой информации — это совершенно в данном случае другое. Поэтому те СМИ, которые аффилированы с партией “Алга, ДВК”, — они будут продолжать работать, — заявил г‑н Ертысбаев.
Однако суды уже идут полным ходом. Причем в качестве ответчика выступает не только газета “Взгляд”, но и некое “единое СМИ”, под которым прокуратура понимает в том числе газеты “Голос республики” и “Моя республика”. Хотя, понятно, в природе такого “единого СМИ” не существует, а есть отдельные издания со своими учредителями и редакторами. Но это с точки зрения закона и здравого смысла, а они в Казахстане в последнее время отдыхают…
Но вернемся к советнику Ермухамету Ертысбаеву. Сегодня на сайте радио “Азаттык” появился его комментарий по процессу о закрытии СМИ. Сразу скажем, он уже не такой радужный, но отличается от официальной точки зрения прокуратуры.
- Аблязов — это одно. Незарегистрированная организация — это другое. Что же касается средств массовой организации, то надо разделить. На мой взгляд, нельзя все рассматривать в совокупности. Я считаю, что если суд выносит решение по тому или иному печатному изданию, то нужны фундаментальные доказательства, что нарушены закон, Конституция. Нужна очень серьезная экспертиза — у нас есть институт судебной экспертизы при Министерстве юстиции. Нужно тщательно проверить статьи, содержательную часть посмотреть всех материалов, печатавшихся в этой газете, где самым серьезнейшим образом Конституция, закон нарушались, — заявил г‑н Ертысбаев.
Согласимся с советником, что рассматривать дело в рамках “единого СМИ — это нонсенс. И с тем, что нужны “фундаментальные доказательства” вины изданий в нарушении законодательства на основании “серьезных экспертиз”. Другими словами, если есть претензии к отдельным материалам, сюжетам, интернет-публикациям, то они должны быть названы поименно и по ним назначена экспертиза.
Соответственно, сторона защиты имеет такое же право, как и прокуратура, получить на руки список “крамольных материалов”, конкретные обвинения в нарушении Конституции и законов, и отправить данные материалы на независимую международную экспертизу. И до окончания всех процедур суд, по идее, приостанавливает рассмотрение иска (исков) прокуратуры. После чего суд обязан приобщить результаты экспертиз к делу, удовлетворить ходатайство о вызове экспертов на судебные заседания, а также по своему усмотрению (возможно) привлечь в качестве экспертов по рассмотрению иска (или исков) правоведов, специализирующихся на вопросах СМИ.
По большому счету ничего сенсационного в этом нет. Так рассматриваются дела в любой нормальной стране мира. И, заметим, только после того, как истец сначала потребует опубликовать опровержение или снять с эфира, сайта порочащий его материал, а редакция отказывается это сделать.
Предвидим возражение, что речь не идет о защите чести и достоинства гражданина , а о материалах “экстремистского” содержания. Но в таких случаях правоохранительные органы должны были отреагировать мгновенно, и только в том случае, если редактор не согласился бы с их требованием, уже отправляться в суд.
В случае же с независимыми изданиями в Казахстане весь процесс против них поставлен с ног на голову. О чем, собственно, и сказал Ермухамет Ертысбаев. Но прислушается ли к совету советника суд?
Follow this link:
Услышит ли судья совет советника елбасы?